коммандер Очевидность
вторник, 25 марта 2014
коммандер Очевидность
механизм обучения животных известен: каждое действие приводит либо к приятному, либо к нейтральному, либо к неприятному результату.
известно также, что когда этот результат нельзя отнести на счет какого-то конкретного дополнительного фактора, обучение проходит эффективнее. например, если собака ворует вещи, то непонятно откуда взявшиеся резкий звук, мерзкий вкус или неприятное ощущение отучат ее это делать намного лучше, чем гневный окрик или удар. явное личное вмешательство хозяина позволяет предположить, что неприятные ощущения связаны не с самим действием, а с наличием рядом человека - и отучают не шкодить исключительно при хозяине. а вот без хозяина можно всё, потому что, например, украденная пища или предметы сами по себе являются наградой и уж точно связаны непосредственно с произведенным действием. то есть фактически однозначно связать своё действие и результат животное может только если этот результат выдает сама внешняя среда.
одновременно животное учится по такой же схеме и при встрече с другими животными - сородичами и не сородичами. тут уже наказания и поощрения всецело зависят от личной воли объекта взаимодействия, социальных установок и личных отношений с объектом. именно поэтому собака приучается не воровать при хозяине: хозяин этого не любит и ругается, а то и дерется.
отсюда совсем-совсем недалеко до концепции высшей силы и/или наличия собственной воли в окружающих предметах. для этого перехода нужно только достаточно сложное мышление, которое позволяет задуматься над причинно-следственными связями и попытаться их проанализировать.
в этой связи было бы очень круто, если бы, скажем, у горилл обнаружилась какая-нибудь религия.
известно также, что когда этот результат нельзя отнести на счет какого-то конкретного дополнительного фактора, обучение проходит эффективнее. например, если собака ворует вещи, то непонятно откуда взявшиеся резкий звук, мерзкий вкус или неприятное ощущение отучат ее это делать намного лучше, чем гневный окрик или удар. явное личное вмешательство хозяина позволяет предположить, что неприятные ощущения связаны не с самим действием, а с наличием рядом человека - и отучают не шкодить исключительно при хозяине. а вот без хозяина можно всё, потому что, например, украденная пища или предметы сами по себе являются наградой и уж точно связаны непосредственно с произведенным действием. то есть фактически однозначно связать своё действие и результат животное может только если этот результат выдает сама внешняя среда.
одновременно животное учится по такой же схеме и при встрече с другими животными - сородичами и не сородичами. тут уже наказания и поощрения всецело зависят от личной воли объекта взаимодействия, социальных установок и личных отношений с объектом. именно поэтому собака приучается не воровать при хозяине: хозяин этого не любит и ругается, а то и дерется.
отсюда совсем-совсем недалеко до концепции высшей силы и/или наличия собственной воли в окружающих предметах. для этого перехода нужно только достаточно сложное мышление, которое позволяет задуматься над причинно-следственными связями и попытаться их проанализировать.
в этой связи было бы очень круто, если бы, скажем, у горилл обнаружилась какая-нибудь религия.
пятница, 21 марта 2014
коммандер Очевидность
читаю комментарии под статьей об отказе платежных систем обслуживать банк "Россия".
некий юзер утверждает, что visa вообще нужна только тем, кто денег не считает. другой юзер возражает, что он-де и покупки на Амазоне делает, и отель в отпуске заказывает. приходит третий юзер. далее точная цитата.
"ради своей прихоти с Амазоном, вы готовы несерить на все национальные интересы своей Родины. Это сродни предательству из-за своих шкурных интересов!"
отличная иллюстрация к тому, что я писал пару дней назад про несовпадение масштабов.
жаль, что такие вот юзеры не считают плохое знание русского языка предательством национальных интересов своей Родины.
некий юзер утверждает, что visa вообще нужна только тем, кто денег не считает. другой юзер возражает, что он-де и покупки на Амазоне делает, и отель в отпуске заказывает. приходит третий юзер. далее точная цитата.
"ради своей прихоти с Амазоном, вы готовы несерить на все национальные интересы своей Родины. Это сродни предательству из-за своих шкурных интересов!"
отличная иллюстрация к тому, что я писал пару дней назад про несовпадение масштабов.
жаль, что такие вот юзеры не считают плохое знание русского языка предательством национальных интересов своей Родины.
среда, 19 марта 2014
коммандер Очевидность
пользуясь тем, что я веду у старшеклассников аспект "новости", спросил сегодня учеников, что они думают про историю с Крымом. 10 класс почти единодушно ответил, что присоединение Крыма - это хорошо, потому что восстановлена историческая справедливость. спросил их, как присоединение Крыма отразится лично на них. ответом было единодушное "никак". вопрос "зачем же вам тогда Крым?" остался без ответа.
в 11м классе ответы были совершенно иными: трое резко против, один резко за - а остальные долго думали и честно сказали, что не в состоянии во всем этом разобраться, потому что проблема очень сложная.
интересно, почему так.
в 11м классе ответы были совершенно иными: трое резко против, один резко за - а остальные долго думали и честно сказали, что не в состоянии во всем этом разобраться, потому что проблема очень сложная.
интересно, почему так.
вторник, 18 марта 2014
коммандер Очевидность
противники крымской аннексии по большей части оперируют понятиями "курс рубля", "отпуск в Европе" и "мое будущее"; сторонники аннексии говорят о геополитике, русском народе и исторической справедливости. налицо тотальное несовпадение масштабов.
я, честно говоря, уверен, что комфортное для человека государство держится на мещанских ценностях, а не на масштабных идеологических конструкциях. потому что бесконечно приносить собственную свободу или даже отпуск в Европе в жертву геополитическим интересам сложно, так сказать, без ущерба для психики.
а еще первое лицо государства официально и на весь мир произнес сегодня слово "предатели".
интересно, он правда надеется, что сможет управлять тем джинном, которого выпустил из бутылки? или попросту рассчитывает, что на его век гордости за геополитические интересы хватит, а там - хоть трава не расти?
за последние несколько лет я получил ответы на многие вопросы, которые интересовали меня в школе на уроках истории. как-то даже на слишком многие, кажется - я столько не задавал.
я, честно говоря, уверен, что комфортное для человека государство держится на мещанских ценностях, а не на масштабных идеологических конструкциях. потому что бесконечно приносить собственную свободу или даже отпуск в Европе в жертву геополитическим интересам сложно, так сказать, без ущерба для психики.
а еще первое лицо государства официально и на весь мир произнес сегодня слово "предатели".
интересно, он правда надеется, что сможет управлять тем джинном, которого выпустил из бутылки? или попросту рассчитывает, что на его век гордости за геополитические интересы хватит, а там - хоть трава не расти?
за последние несколько лет я получил ответы на многие вопросы, которые интересовали меня в школе на уроках истории. как-то даже на слишком многие, кажется - я столько не задавал.
среда, 05 марта 2014
коммандер Очевидность
...кстати, "мне стыдно, что я русский" ничем не отличается от "я горжусь тем, что я русский".
а еще отдельной строчкой доставляют люди, почувствовавшие, как бы это сказать, Ветер Истории и бурно этому радующиеся. очень страшные люди, вообще-то.
а еще отдельной строчкой доставляют люди, почувствовавшие, как бы это сказать, Ветер Истории и бурно этому радующиеся. очень страшные люди, вообще-то.
воскресенье, 02 марта 2014
коммандер Очевидность
о "маленькую победоносную войну" спотыкалось такое количество руководителей такого количества стран, что возлагать на этот прием какие-то политические надежды более чем странно.
воскресенье, 23 февраля 2014
коммандер Очевидность

пятница, 21 февраля 2014
коммандер Очевидность
регулярно в последнее время удивляет неспособность многих и очень многих понимать, каково главное последствие всех этих законов о пропаганде, духовности, патриотизме и религиозных чувствах. ну подумаешь, идиоты у власти чего-то там чудят - мы же нормальные люди, какая нам разница?
а разница очень простая. это санкция сверху на вмешательство в частную жизнь любого человека. в любой момент. с любой стороны. санкция на организацию публичной травли любой степени кошмарности. санкция отбросить цивилизованность и кидаться говном - потому что если ты кидаешься говном в правильную сторону, тебе выдадут медальку. эти вот законы вычленяют в обществе людей, в отношении которых позволено всё. людей, на которых в любой момент общество в едином порыве может накинуться - за одно слово, за один жест. и таким человеком может стать кто угодно. опять же: в любой момент.
и для этого совершенно не обязательно быть геем или проклинать Путина в храме.
можно, например, быть студенткой Юлией Архиповой, которая сочувствует Майдану и пишет в твиттер.
а разница очень простая. это санкция сверху на вмешательство в частную жизнь любого человека. в любой момент. с любой стороны. санкция на организацию публичной травли любой степени кошмарности. санкция отбросить цивилизованность и кидаться говном - потому что если ты кидаешься говном в правильную сторону, тебе выдадут медальку. эти вот законы вычленяют в обществе людей, в отношении которых позволено всё. людей, на которых в любой момент общество в едином порыве может накинуться - за одно слово, за один жест. и таким человеком может стать кто угодно. опять же: в любой момент.
и для этого совершенно не обязательно быть геем или проклинать Путина в храме.
можно, например, быть студенткой Юлией Архиповой, которая сочувствует Майдану и пишет в твиттер.
воскресенье, 09 февраля 2014
коммандер Очевидность
ну, собственно, ч.т.д.
вышли ребята спеть гимн на Красной площади, а их повинтили и избили.
в комментариях под новостью каждый третий пишет: "а нехуй законы нарушать". понятное дело, что закон не запрещает выходить на Красную Площадь и петь гимн России.
но в народном сознании, разумеется, закреплено, что этот самый закон "о пропаганде" запрещает делать вообще что угодно от имени ЛГБТ-сообщества или с указанием на собственную ориентацию.
интересно, вот эти, которые пару лет назад активно разглагольствовали о том, что "это закон исключительно против пропаганды, он не навредит тем, кто не пропагандирует" - они теперь, читая про задержанных за исполнение гимна - или, например, про постановку на милицейский учет школьницы за coming out - en masse охуевают от того, насколько были неправы, или-таки радостно пишут "а нехуй закон нарушать"?
подозреваю, что или-таки. радостно.
PS: вообще же, последние новости о задержаниях одна другой абсурднее: задержаны за стояние с зонтами; задержаны за исполнение гимна страны; задержаны за стояние с белыми листами бумаги.
шикарно, чё.
вышли ребята спеть гимн на Красной площади, а их повинтили и избили.
в комментариях под новостью каждый третий пишет: "а нехуй законы нарушать". понятное дело, что закон не запрещает выходить на Красную Площадь и петь гимн России.
но в народном сознании, разумеется, закреплено, что этот самый закон "о пропаганде" запрещает делать вообще что угодно от имени ЛГБТ-сообщества или с указанием на собственную ориентацию.
интересно, вот эти, которые пару лет назад активно разглагольствовали о том, что "это закон исключительно против пропаганды, он не навредит тем, кто не пропагандирует" - они теперь, читая про задержанных за исполнение гимна - или, например, про постановку на милицейский учет школьницы за coming out - en masse охуевают от того, насколько были неправы, или-таки радостно пишут "а нехуй закон нарушать"?
подозреваю, что или-таки. радостно.
PS: вообще же, последние новости о задержаниях одна другой абсурднее: задержаны за стояние с зонтами; задержаны за исполнение гимна страны; задержаны за стояние с белыми листами бумаги.
шикарно, чё.
четверг, 06 февраля 2014
коммандер Очевидность
коммандер Очевидность
или вот, например, другая история.
пришел ко мне сегодня плотник заделывать сбитую штукатурку на стене. надо сказать, довольно !внезапно пришел - без звонка и предупреждения. а у меня утром другие работники того же ЖЭКа поменяли трубу на кухне. и после них кухня вот буквально только что снова стала чистой. в общем, приходит ко мне плотник и сообщает с порога: "я обувь снимать не буду". отвечаю ему, что я не пущу его в квартиру в обуви. ну вот жалко мне только что вымытых полов, такой уж мелочный я человек. а он и отвечает: "ну, тогда я пошел". - "идите", - говорю. - "а я в ЖЭК сейчас позвоню".
плотник остановился на пороге и говорит: "ну вы застелите всё пленочкой, и нормально будет". я спросил его, откуда мне взять пленочку-то, коли меня никто не предупреждал ни о времени визита, ни о том, что чувак намерен загадить всё вокруг себя. вот ведь незадача: у меня недавно ремонт был. и я, надо сказать, теперь точно знаю, что штукатурку можно положить, стоя в тапках. а если нельзя никак, то на худой конец можно предупредить, собственно, о необходимости иметь дома эту самую "пленочку". так плотник и ушел от меня.
сантехники, надо сказать, тоже прекрасны. приходят - даже не работать, а оценить фронт грядущих работ - и тоже пытаются зайти, понятное дело, в обуви. правда, когда им запрещаешь это делать, у них внезапно обнаруживаются бахилы либо желание надеть-таки тапки. а когда они наконец приходят работать, то отключают воду, разумеется. это-то совершенно понятно. непонятно, когда на вопрос, когда примерно они включат воду, они отвечают, что "ну воду дадим когда сварщик у вас закончит, а я хуй знает, когда он вообще придет".
а уж как я договаривался о том, чтобы этот плотник вообще пришел! сантехник мне говорит: "ну у вас там труба к стене близко, так что мы вам ее раздолбаем". - "окей", - отвечаю, - "а заделаете когда?" а он мне удивленно так: "а это уж вы сами". ну то есть сидите вы, положим, никого не трогаете. и вдруг труба у вас - оп - течет. приходят бравые работники ЖЭКа - и вот вы уже сидите с нормальной трубой, зато с дырой в стене.
и это ладно еще, когда они всего-навсего штукатурку сбивают до кирпича. года три назад, когда я еще жил в другом месте, в этой же квартире меняли трубу в туалете, так вот там сквозная дырка в стене такого размера, что я легко могу туда залезть весь целиком. и почему я должен заделывать ее на свои средства или своими силами - решительно непонятно.
буду сейчас звонить, чтобы опять прислали плотника. с бахилами и пленочкой. и чтобы он заделал уже наконец обе стены.
пришел ко мне сегодня плотник заделывать сбитую штукатурку на стене. надо сказать, довольно !внезапно пришел - без звонка и предупреждения. а у меня утром другие работники того же ЖЭКа поменяли трубу на кухне. и после них кухня вот буквально только что снова стала чистой. в общем, приходит ко мне плотник и сообщает с порога: "я обувь снимать не буду". отвечаю ему, что я не пущу его в квартиру в обуви. ну вот жалко мне только что вымытых полов, такой уж мелочный я человек. а он и отвечает: "ну, тогда я пошел". - "идите", - говорю. - "а я в ЖЭК сейчас позвоню".
плотник остановился на пороге и говорит: "ну вы застелите всё пленочкой, и нормально будет". я спросил его, откуда мне взять пленочку-то, коли меня никто не предупреждал ни о времени визита, ни о том, что чувак намерен загадить всё вокруг себя. вот ведь незадача: у меня недавно ремонт был. и я, надо сказать, теперь точно знаю, что штукатурку можно положить, стоя в тапках. а если нельзя никак, то на худой конец можно предупредить, собственно, о необходимости иметь дома эту самую "пленочку". так плотник и ушел от меня.
сантехники, надо сказать, тоже прекрасны. приходят - даже не работать, а оценить фронт грядущих работ - и тоже пытаются зайти, понятное дело, в обуви. правда, когда им запрещаешь это делать, у них внезапно обнаруживаются бахилы либо желание надеть-таки тапки. а когда они наконец приходят работать, то отключают воду, разумеется. это-то совершенно понятно. непонятно, когда на вопрос, когда примерно они включат воду, они отвечают, что "ну воду дадим когда сварщик у вас закончит, а я хуй знает, когда он вообще придет".
а уж как я договаривался о том, чтобы этот плотник вообще пришел! сантехник мне говорит: "ну у вас там труба к стене близко, так что мы вам ее раздолбаем". - "окей", - отвечаю, - "а заделаете когда?" а он мне удивленно так: "а это уж вы сами". ну то есть сидите вы, положим, никого не трогаете. и вдруг труба у вас - оп - течет. приходят бравые работники ЖЭКа - и вот вы уже сидите с нормальной трубой, зато с дырой в стене.
и это ладно еще, когда они всего-навсего штукатурку сбивают до кирпича. года три назад, когда я еще жил в другом месте, в этой же квартире меняли трубу в туалете, так вот там сквозная дырка в стене такого размера, что я легко могу туда залезть весь целиком. и почему я должен заделывать ее на свои средства или своими силами - решительно непонятно.
буду сейчас звонить, чтобы опять прислали плотника. с бахилами и пленочкой. и чтобы он заделал уже наконец обе стены.
вторник, 04 февраля 2014
коммандер Очевидность
выхожу сейчас с собакой. а во дворе - ее обычные компаньоны по играм, щенки того же возраста. Тесла как увидела друзей - сразу, понятно, побежала к ним. а поводок короткий, натянулся. перецепил с рулетки на длинную ленту, отпустил, пусть играют, у нас для этого удобный двор с ограждениями. пока перестегивал, она, конечно, переминалась с ноги на ногу и рвалась вперед.
хозяйка одного щенка говорит: "а чего она у тебя не на цепочке? она же ужасно тянет".
надо сказать, цепочка у меня есть. я ей два раза попользовался и забил. когда мы с собакой идем куда-то, поводок короткий - и она почти не тянет вперед. раньше тянула, теперь привыкла не тянуть. а тут - ну вот правда, какой смысл от пятимесячного щенка с помощью железной удавки требовать, чтобы он сидел смирно, когда рядом друзья скачут?
интерлюдия.
почти те же (только вместо той хозяйки - ее отчим) там же, несколько дней назад. их щенок сожрал какое-то говно. в буквальном, не переносном смысле. обычное дело, что уж. отчим орет грозно "ко мне!!!" щенок сжимается и пятится. отчим за ним гоняется. после нескольких обходов огороженной площадки и нескольких грозных команд он наконец-то берет его за ошейник - и пиздит до поросячьего визга. тоже не в переносном смысле.
продолжаем историю выше. хозяйка щенка продолжает мне втирать, что ее щенок, мол, не тянет благодаря цепочке. я не сдерживаюсь и говорю, что я бы тоже не тянул и вообще вел себя тихо-тихо, если бы меня столько пиздили. хозяйка отвечает, что если бы ее щенок не подходил к ней по команде "ко мне", она бы его тоже поколотила. в ответ на моё "за что?" следует безапелляционное: "да всё они помнят".
и это при том, что даже в самых-самых консервативных мануалах по дрессировке написано, что бить собаку после команды "ко мне" категорически нельзя; что собаки связывают наказание только с действием и ситуацией, которые предшествовали наказанию незамедлительно, а не случились за некоторое время перед тем, как собаку несколько раз подозвали, погонялись за ней и наконец поймали. и т.д. и т.п.
и ведь эти люди активно читают мануалы, цитируют их, и руководствуются ими при действиях. но им совершенно невозможно объяснить даже не то, что в их мануале что-то не так (это не моё дело и не моя квалификация), а что они сами поступают не так, как они думают, что поступают.
а вы говорите, права женщин, ЛГБТ и вообще хоть какие-нибудь общественные дискуссии.
хозяйка одного щенка говорит: "а чего она у тебя не на цепочке? она же ужасно тянет".
надо сказать, цепочка у меня есть. я ей два раза попользовался и забил. когда мы с собакой идем куда-то, поводок короткий - и она почти не тянет вперед. раньше тянула, теперь привыкла не тянуть. а тут - ну вот правда, какой смысл от пятимесячного щенка с помощью железной удавки требовать, чтобы он сидел смирно, когда рядом друзья скачут?
интерлюдия.
почти те же (только вместо той хозяйки - ее отчим) там же, несколько дней назад. их щенок сожрал какое-то говно. в буквальном, не переносном смысле. обычное дело, что уж. отчим орет грозно "ко мне!!!" щенок сжимается и пятится. отчим за ним гоняется. после нескольких обходов огороженной площадки и нескольких грозных команд он наконец-то берет его за ошейник - и пиздит до поросячьего визга. тоже не в переносном смысле.
продолжаем историю выше. хозяйка щенка продолжает мне втирать, что ее щенок, мол, не тянет благодаря цепочке. я не сдерживаюсь и говорю, что я бы тоже не тянул и вообще вел себя тихо-тихо, если бы меня столько пиздили. хозяйка отвечает, что если бы ее щенок не подходил к ней по команде "ко мне", она бы его тоже поколотила. в ответ на моё "за что?" следует безапелляционное: "да всё они помнят".
и это при том, что даже в самых-самых консервативных мануалах по дрессировке написано, что бить собаку после команды "ко мне" категорически нельзя; что собаки связывают наказание только с действием и ситуацией, которые предшествовали наказанию незамедлительно, а не случились за некоторое время перед тем, как собаку несколько раз подозвали, погонялись за ней и наконец поймали. и т.д. и т.п.
и ведь эти люди активно читают мануалы, цитируют их, и руководствуются ими при действиях. но им совершенно невозможно объяснить даже не то, что в их мануале что-то не так (это не моё дело и не моя квалификация), а что они сами поступают не так, как они думают, что поступают.
а вы говорите, права женщин, ЛГБТ и вообще хоть какие-нибудь общественные дискуссии.
четверг, 30 января 2014
коммандер Очевидность
хороший текст про Дождь.
от себя добавлю, что раскидывание людей на полюса в такого рода конфликтах происходит моментально. не видишь в этом опросе ничего криминального - всё с тобой ясно, фашист.
об этом говорили еще американские студенты, которые поехали в Миссисипи во время Лета свободы (почти цитирую): в среде белых южан ты автоматически считаешься своим, но когда оказывается, что ты поддерживаешь Акт о гражданских правах, тебя тут же переквалифицируют в nigger lover и ты становишься expendable.
насколько expendable - можно увидеть в фильме Mississippi Burning.
примерно то же самое я наблюдал летом во время одного из ЛГБТ-митингов, когда улыбчивый бритоголовый парень сообщил, что ненависти к людям в нем нет, просто все, кто по ту сторону забора, - не люди. тот факт, что как минимум половина пришедших были вполне себе гетеро и заявляли об этом, его не волновал.
это всё, понятное дело, не только к Дождю относится.
от себя добавлю, что раскидывание людей на полюса в такого рода конфликтах происходит моментально. не видишь в этом опросе ничего криминального - всё с тобой ясно, фашист.
об этом говорили еще американские студенты, которые поехали в Миссисипи во время Лета свободы (почти цитирую): в среде белых южан ты автоматически считаешься своим, но когда оказывается, что ты поддерживаешь Акт о гражданских правах, тебя тут же переквалифицируют в nigger lover и ты становишься expendable.
насколько expendable - можно увидеть в фильме Mississippi Burning.
примерно то же самое я наблюдал летом во время одного из ЛГБТ-митингов, когда улыбчивый бритоголовый парень сообщил, что ненависти к людям в нем нет, просто все, кто по ту сторону забора, - не люди. тот факт, что как минимум половина пришедших были вполне себе гетеро и заявляли об этом, его не волновал.
это всё, понятное дело, не только к Дождю относится.
вторник, 31 декабря 2013
коммандер Очевидность
вместо итогов года в последние несколько дней я перечитал свой дневник с самого начала - и года этак до 2011го.
некоторые посты - вместе с комментариями.
очень, надо сказать, занятное чтение. я (не знаю, стоит ли сюда вставлять слово "был") еще смешнее, чем мне казалось.
некоторые посты - вместе с комментариями.
очень, надо сказать, занятное чтение. я (не знаю, стоит ли сюда вставлять слово "был") еще смешнее, чем мне казалось.
понедельник, 30 декабря 2013
коммандер Очевидность
не понимаю, зачем нужны "смертники". пришел, поставил неприметно пакетик с бомбой. под скамейку положил, например, и вышел из вокзала, троллейбуса или что ты там взрываешь. отошел на безопасное расстояние - и пока никто не заинтересовался пакетом, нажал на кнопочку у себя в кармане.
зачем этот драматизм с самовзрыванием? или это именно для драматизма?
так ведь куда уж драматичнее.
зачем этот драматизм с самовзрыванием? или это именно для драматизма?
так ведь куда уж драматичнее.
среда, 25 декабря 2013
коммандер Очевидность
общественность возмущена: как это так, Алехина после освобождения не поехала к сыну на детский утренник, а полетела встречаться с Толоконниковой, да еще и на маму шикнула, когда та напомнила! ты же мать, ты же женщина, а оказывается, у тебя гранитный камушек в груди! за что мы вообще боролись в фейсбуке последние полтора года?
это в целом понятно. Буслов как раз недавно писал именно про такую логику: мы, чувак, тебе лечиться помогаем, а ты, оказывается, за отмену карточек на одну поездку в метро. разочарование в светлом образе, однако.
защитники не отстают: один пишет, что это просто Алехина еще не вышла из тюрьмы - у себя в голове, в смысле. психологиццки. вторая заявляет, что феминистки номер один в стране не могут сразу поехать к детям и рыдая, обнимать их на камеру, так что вот такой вот это осознанный жест - встреча в Красноярске.
это тоже понятно. пропуск утренника матерью нуждается в оправдании, и начинается разнообразное чтение мыслей.
но тут есть два вопроса. собственно, а почему пропуск утренника чужого ребенка чужой теткой нуждается в чьем-то оправдании? и почему, собственно, пропуск утренника чужого ребенка чужой теткой заставляет этого кого-то думать, что он зря поддерживал эту самую тетку в совершенно другой ситуации?
люди так устроены, что им гораздо проще вступаться за того, кто кажется хорошим и не делает ничего, что им бы казалось предосудительным. и это, вообще-то, беда.
это в целом понятно. Буслов как раз недавно писал именно про такую логику: мы, чувак, тебе лечиться помогаем, а ты, оказывается, за отмену карточек на одну поездку в метро. разочарование в светлом образе, однако.
защитники не отстают: один пишет, что это просто Алехина еще не вышла из тюрьмы - у себя в голове, в смысле. психологиццки. вторая заявляет, что феминистки номер один в стране не могут сразу поехать к детям и рыдая, обнимать их на камеру, так что вот такой вот это осознанный жест - встреча в Красноярске.
это тоже понятно. пропуск утренника матерью нуждается в оправдании, и начинается разнообразное чтение мыслей.
но тут есть два вопроса. собственно, а почему пропуск утренника чужого ребенка чужой теткой нуждается в чьем-то оправдании? и почему, собственно, пропуск утренника чужого ребенка чужой теткой заставляет этого кого-то думать, что он зря поддерживал эту самую тетку в совершенно другой ситуации?
люди так устроены, что им гораздо проще вступаться за того, кто кажется хорошим и не делает ничего, что им бы казалось предосудительным. и это, вообще-то, беда.
воскресенье, 22 декабря 2013
коммандер Очевидность
те, с кем я регулярно общаюсь, уже давно знают эту историю. но тут я ее еще, кажется, не рассказывал.
так вот.
несколько лет назад направлялся я из точки А в точку Б и поймал тачку. первую треть пути водила стандартно жаловался на плохие дороги, гнусных ментов, власти и всякое разное. и вдруг говорит: "а они там, наверное, радуются". я насторожился и спросил: "какие такие они"? дальше был примерно такой диалог:
- ну... они.
- я эээ... в жидо-масонский заговор не верю. (это я решил форсировать.)
- а зря! вот ты по национальности кто?
- ну эээ... это самое... три четверти во мне еврейские. (честно говоря, стало стремновато.)
- вот! поэтому и не веришь!
- в смысле? (тут я поразился логике: я, вроде бы, как раз должен был бы знать из первых рук)
- ну как же. или (подозрительный взгляд) тебя в иудействе воспитывали?
- да нет, меня в СССР воспитывали.
- воооот, ты, значит, не с ними. а они всем заправляют! Путин, думаешь, на кого работает? это он нам показывает, какой он крутой и сильный. а на самом деле он служит им. и Медведев тоже.
- а вы-то откуда знаете?
- так понимаешь, я же новости смотрю. и вижу. вот ты новости смотришь? нет? то-то же. а кто умеет понимать - тот видит, как оно всё на самом деле.
дальше у меня в голове пробел, потому что я начал думать, что пора бы из этой машины выбираться - мы начали приближаться к точке Б, и я думал, не попросить ли остановить машину прямо сейчас, потому что я и пешком могу дойти. но решил не малодушничать и включился обратно. водила как раз спрашивал:
- вот ты думаешь, первый сапиенс когда жил?
- ну... порядка двухсот тысяч лет назад...
- нет! намного раньше! это они скрывали, а недавно все-таки выяснилось, что раньше! им же выгодно, чтобы мы не знали. вот ты думай, думай, смотри, что вокруг происходит, интересуйся - и тоже поймешь.
в этот момент мы наконец-то подъехали к точке Б, я расплатился и вышел, поражаясь тому, как логично и внутренне непротиворечиво мироустройство этого чувака - и насколько он в нем уверен.
так вот. когда я читаю всевозможного рода высказывания о помиловании Ходорковского - что в блогах, что в СМИ, - я всё время вспоминаю этого водилу. градус уверенности и внутренней непротиворечивости ровнехнько такой же.
так вот.
несколько лет назад направлялся я из точки А в точку Б и поймал тачку. первую треть пути водила стандартно жаловался на плохие дороги, гнусных ментов, власти и всякое разное. и вдруг говорит: "а они там, наверное, радуются". я насторожился и спросил: "какие такие они"? дальше был примерно такой диалог:
- ну... они.
- я эээ... в жидо-масонский заговор не верю. (это я решил форсировать.)
- а зря! вот ты по национальности кто?
- ну эээ... это самое... три четверти во мне еврейские. (честно говоря, стало стремновато.)
- вот! поэтому и не веришь!
- в смысле? (тут я поразился логике: я, вроде бы, как раз должен был бы знать из первых рук)
- ну как же. или (подозрительный взгляд) тебя в иудействе воспитывали?
- да нет, меня в СССР воспитывали.
- воооот, ты, значит, не с ними. а они всем заправляют! Путин, думаешь, на кого работает? это он нам показывает, какой он крутой и сильный. а на самом деле он служит им. и Медведев тоже.
- а вы-то откуда знаете?
- так понимаешь, я же новости смотрю. и вижу. вот ты новости смотришь? нет? то-то же. а кто умеет понимать - тот видит, как оно всё на самом деле.
дальше у меня в голове пробел, потому что я начал думать, что пора бы из этой машины выбираться - мы начали приближаться к точке Б, и я думал, не попросить ли остановить машину прямо сейчас, потому что я и пешком могу дойти. но решил не малодушничать и включился обратно. водила как раз спрашивал:
- вот ты думаешь, первый сапиенс когда жил?
- ну... порядка двухсот тысяч лет назад...
- нет! намного раньше! это они скрывали, а недавно все-таки выяснилось, что раньше! им же выгодно, чтобы мы не знали. вот ты думай, думай, смотри, что вокруг происходит, интересуйся - и тоже поймешь.
в этот момент мы наконец-то подъехали к точке Б, я расплатился и вышел, поражаясь тому, как логично и внутренне непротиворечиво мироустройство этого чувака - и насколько он в нем уверен.
так вот. когда я читаю всевозможного рода высказывания о помиловании Ходорковского - что в блогах, что в СМИ, - я всё время вспоминаю этого водилу. градус уверенности и внутренней непротиворечивости ровнехнько такой же.
суббота, 14 декабря 2013
коммандер Очевидность
в связи со смертью Манделы со всех сторон всплывает идея о том, что апартеид был не так уж и плох.
занятно при этом, что произнося слово "апартеид", такой вот согласный с его "неплохостью" человек (назовем его Петей) представляет себя в ЮАР белым, а не черным. точно так же, как произнося слова "черта оседлости", Петя не представляет себя евреем. в принципе-то если Петя белый и не еврей - то и с чего бы ему представлять себя черным или евреем? но ведь и рисуя себя в 19-м веке Петя не ассоциирует себя с крепостной крестьянкой или с нищим, которого повесили за кражу платка; в Спарте он не видит себя илотом и т.д. и т.п. думаю, мысль понятна.
вообще эта неспособность представить себя другим - она ведь всепоглощающа. Петя совершенно искренне уверен, что на месте депрессивной N он не потерял бы работу, на месте черного K при том же апартеиде добился бы чего-нибудь значимого, а на месте трансгендера L не парился бы по пустякам. ему даже в голову не приходит, что при клинической депрессии способность к мобилизации собственной воли была бы у него совершенно иной; что без образования и при жесткой сегрегации пределом его мечтаний было бы оказаться личным слугой у какого-нибудь нестрогого белого господина; и что для трансгендера проблемы трансгендера !внезапно становятся крайне важными. нет-нет, Петя всегда был бы Петей, со всеми его достижениями, со всей его самооценкой, взглядами, возможностями и крутизной.
поэтому Петя, развалившись в воображаемом кресле на воображаемом крыльце воображаемой южноафриканской фермы, непринужденно рассуждает о том, какозлобленные люди, десятилетиями лишенные образования и прав, эти тупые негры посмели разрушить славную белую цивилизацию.
один мой френд написал, что широкое принятие российским обществом мысли о том, что апартеид - это не так уж и плохо, означает, что в стране возник запрос на собственный апартеид. не уверен, что согласен именно с такой формулировкой, но в любом случае ведь ни один Петя не думает, что он, его семья или его друзья могут оказаться по ту сторону забора.
занятно при этом, что произнося слово "апартеид", такой вот согласный с его "неплохостью" человек (назовем его Петей) представляет себя в ЮАР белым, а не черным. точно так же, как произнося слова "черта оседлости", Петя не представляет себя евреем. в принципе-то если Петя белый и не еврей - то и с чего бы ему представлять себя черным или евреем? но ведь и рисуя себя в 19-м веке Петя не ассоциирует себя с крепостной крестьянкой или с нищим, которого повесили за кражу платка; в Спарте он не видит себя илотом и т.д. и т.п. думаю, мысль понятна.
вообще эта неспособность представить себя другим - она ведь всепоглощающа. Петя совершенно искренне уверен, что на месте депрессивной N он не потерял бы работу, на месте черного K при том же апартеиде добился бы чего-нибудь значимого, а на месте трансгендера L не парился бы по пустякам. ему даже в голову не приходит, что при клинической депрессии способность к мобилизации собственной воли была бы у него совершенно иной; что без образования и при жесткой сегрегации пределом его мечтаний было бы оказаться личным слугой у какого-нибудь нестрогого белого господина; и что для трансгендера проблемы трансгендера !внезапно становятся крайне важными. нет-нет, Петя всегда был бы Петей, со всеми его достижениями, со всей его самооценкой, взглядами, возможностями и крутизной.
поэтому Петя, развалившись в воображаемом кресле на воображаемом крыльце воображаемой южноафриканской фермы, непринужденно рассуждает о том, как
один мой френд написал, что широкое принятие российским обществом мысли о том, что апартеид - это не так уж и плохо, означает, что в стране возник запрос на собственный апартеид. не уверен, что согласен именно с такой формулировкой, но в любом случае ведь ни один Петя не думает, что он, его семья или его друзья могут оказаться по ту сторону забора.
вторник, 10 декабря 2013
коммандер Очевидность
в позиции какой-то ужасающе громадной массы россиян относительно Украины, причем как с одной стороны, так и с другой, поражает количество снисходительности. с одной стороны - мол, неразумные меньшие братья на свою голову лезут в говно от доброго папочки. с другой стороны - мол, неразумные меньшие братья, наша Болотная ничем не закончилась, вот и их Майдан ни к чему не приведет.
я, как и все, кто успел пойти в школу до распада Союза, прошел через индоктринацию. все эти "у москвички две косички, у узбечки - двадцать пять", "латышские поэты - советским детям" и прочее прекрасное. и вот я не знаю, кому и как эта индоктринация запомнилась, а я помню детские праздники, в которых "представители" всех республик были одеты в национальные костюмы, кроме "представителей" России. помню детсадовский спектакль про птицу счастья, которую ищут по всему Союзу, а находят в Москве. помню, как карикатурно показывали грузин и узбеков в советских фильмах. помню, что Белоруссия и Украина считались младшими сестрами России. кстати, еще и самыми близкими сестрами - гораздо ближе узбечки с двадцатью пятью косичками (к вопросу о якобы отсутствии градации по этнокультурным признакам в СССР). и помню уроки истории в пятом классе и вывод из них о том, что уж эти-то две сестры точно никогда никуда не денутся.
понятное дело, что до прямых научных измышлений о несмышлености и неполноценности граждан колоний по сравнению с гражданами метрополии, как, например, в Британской империи, не доходило. но дискурс, тем не менее, был самый что ни на есть имперский.
забавнее всего - и печальнее всего, разумеется, - видеть этот имперский дискурс в людях, которые не жили в империи даже столько, сколько прожил в ней я. в людях, которые все равно несут своё бремябелого русского человека и - искренне, с благими целями! - рассказывают гражданам других государств, что не надо рыпаться, всё равно, малыши неразумные, заблудитесь без направляющей руки старшего и на много порядков более мудрого брата. или даже так: пусть, пусть попробуют, нарвутся на проблемы - но зато наконец-то узнают цену независимости. раньше-то, конечно, не знали, дети малые. а теперь узнают - и в сентябре можно будет в первый класс.
тьфу.
я, как и все, кто успел пойти в школу до распада Союза, прошел через индоктринацию. все эти "у москвички две косички, у узбечки - двадцать пять", "латышские поэты - советским детям" и прочее прекрасное. и вот я не знаю, кому и как эта индоктринация запомнилась, а я помню детские праздники, в которых "представители" всех республик были одеты в национальные костюмы, кроме "представителей" России. помню детсадовский спектакль про птицу счастья, которую ищут по всему Союзу, а находят в Москве. помню, как карикатурно показывали грузин и узбеков в советских фильмах. помню, что Белоруссия и Украина считались младшими сестрами России. кстати, еще и самыми близкими сестрами - гораздо ближе узбечки с двадцатью пятью косичками (к вопросу о якобы отсутствии градации по этнокультурным признакам в СССР). и помню уроки истории в пятом классе и вывод из них о том, что уж эти-то две сестры точно никогда никуда не денутся.
понятное дело, что до прямых научных измышлений о несмышлености и неполноценности граждан колоний по сравнению с гражданами метрополии, как, например, в Британской империи, не доходило. но дискурс, тем не менее, был самый что ни на есть имперский.
забавнее всего - и печальнее всего, разумеется, - видеть этот имперский дискурс в людях, которые не жили в империи даже столько, сколько прожил в ней я. в людях, которые все равно несут своё бремя
тьфу.