12:56

коммандер Очевидность
новый скандал про "Темную Башню" добрался аж до "задолба!ли": ах-ах, как можно, этого чувака писали с белого актера, а играть его будет чорный-пречорный негр!!!111расрасрас.

дело ведь даже не в том, что в книжке фэнтезийный мир без указания на цвет кожи. дело в том, насколько важно, что тот актер, с которого писали героя, - белый.

бывают ситуации, когда раса действительно важна. например, если мы снимаем фильм "Миссисипи в огне".
или, допустим, ставим пьесу "Отелло"... эээ, стоп. в пьесе "Отелло" действительно важна внешняя инаковость героя, но в нынешних реалиях это совершенно не обязательно будет черный человек среди белых. Отелло часто играют люди с североафриканской внешностью. и есть как минимум одна постановка, где Отелло - белый человек, а все остальные - черные. почему нет?

вообще на Шекспире удобно рассуждать. вот, допустим, Шейлок. в нынешних реалиях он не обязательно должен быть евреем; он может быть, например, мусульманином - или приверженцем любой религии, которая не считает прощение самоценной добродетелью.
а если возможен, например, Ричард Третий в нацистской форме (и не просто возможен, а давно стал общим местом) и похожий на Сталина Макбет, то почему бы не сделать, например, Гамлета черным? ах, в Эльсиноре в 10м веке (или когда там) не было черных людей? ну тогда нельзя переносить пьесу или книгу в иные реалии в принципе: никакой новой одежды, осовремененных декораций, никаких новых прочтений... иначе почему Лаэрт и Офелия могут крутить в руках презерватив и это занятно укладывается в шекспировский текст - но черный Гамлет - это неправильно? важна ли раса Гамлета для сюжета? нет, не важна - и, соответственно, она может быть любой. тут дело в том, что раса не несет в себе какого-то самоценного мессаджа. просто черный актер играет Гамлета. или, например, черная актриса.

так же и с Темной Башней. важно ли, что Иствуд белый? да нет же. просто так случилось, что он белый. в этом нет никакого мессаджа. другие его характеристики гораздо важнее. и если Иствуда 50-летней давности сейчас лучше всех сыграет черный актер - в чем вообще проблема?

URL
Комментарии
08.03.2016 в 13:32

мечтают ли андроиды об электропони?
важно ли, что Иствуд белый? да нет же. просто так случилось, что он белый. в этом нет никакого мессаджа. другие его характеристики гораздо важнее.

так видишь, по реакции выходит, что важно. очевидно, что разрушается эстетический концепт персонажа, и это для довольно большого количества фанатов Стрелка - катастрофа, перестроиться они скорее не могут, чем не хотят. "я не расист, не хотел бы, что бы моя дочь вышла замуж за негра" - об этом вся волна, и нерасистов в процентном соотношении довольно мало в силу естественных биологических причин, дальше - все упирается в вопрос, где у каждого конкретного человека проходит черта между "я осознаю себя цивилизованным" и внутренней границей, за которую представителю иной расы заходить не следует. интересно, кстати, существую ли какие-то исследования на предмет бытового расизма условного wasp'a и условного представителя пост-советского пространства в зависимости от, собственно, небелых рас. хорошо, негру Стрелка играть нельзя, а японцу? а китайцу-полукровке? а метису? и так далее.
08.03.2016 в 14:36

due vaticini compiuti or sono
Про нельзя переносить стоит ещё помнить, что вообще сама эта идея типа исторических костюмов и декораций - романтическая. А вот в эпоху барокко все, включая античных героев, ходили в париках по моде и в камзолах, скажем - и ничего.
То есть, если уж совсем честно, мне совершенно непонятно, откуда вообще идея, что аргумент типа "в Шотландии в 11 веке Макбет точно не был чёрным" кого-то должен убедить: ну не был, но какое это имеет отношение к театру-то?..
08.03.2016 в 16:27

I don't dream, no time
если в случае с Гермионой цвет не имел значения, то здесь несколько сложнее. во-первых, сам герой знатного происхождения местной элиты, которая обычно белее белого, во-вторых, со второй книги появляется черная девушка из 60-х с раздвоением личности на обычную-нормальную и злобную-бешеную, которая оскорбляет главгероя как раз за то, что он белый мужик. и если из фильма это выкидывать, то вот вместе со всей местной темой расизма, получается.
но судя по тому наброску сценария, что якобы уже сливали, то они и выкинули в итоге.
08.03.2016 в 21:07

коммандер Очевидность
Amon, я таких исследований не знаю. но да, расистов очень много. это не повод ничего с этим не делать.

macbetto, да, и на картинах тоже рисовали в костюмах по моде. а в елизаветинском театре женские роли играли мужчины. всё меняется - и это очень хорошо.


Stee King, вот у меня сразу же много вопросов к фразе герой знатного происхождения местной элиты, которая обычно белее белого. кому это обычно? в Японии элита - японцы. в Эфиопии, не поверите, - эфиопы. эпизод с девушкой - смотря насколько центральный. если это сайд-стори, то не бывает так, чтобы при экранизации ничего не пострадало. если это центральная тема - то возможно, она как-то по-другому еще решится.
08.03.2016 в 21:17

мечтают ли андроиды об электропони?
kurofordo, здесь вопрос, что с этим технически можно сделать - я не про наши широты, где в принципе делают наоборот - больше, чем делается уже. Подавить прописанные поколениями рефлексы за пол или полтора века невозможно. Маргинализировать - проще, что уже происходит, и результат как раз выражается формулой "я не расист, но". И ведь это все, на примерах Стрелка и Гермионы, воет в основном субкультура, которая по умолчанию на градус-другой терпимее, потому что сама состоит из тех еще эскапистов.
08.03.2016 в 21:21

коммандер Очевидность
Amon, черный штурмовик в новых ЗВ тоже вызвал шитсторм, знаешь ли. или ты предлагаешь это не обсуждать даже?
08.03.2016 в 21:30

мечтают ли андроиды об электропони?
kurofordo, а вот это я вообще пропустил. нет, не обсуждать не предлагаю. предлагаю не удивляться, потому что ответ на вопрос "в чем вообще проблема" очевиден) это возмущение аналогично возмущению, скажем, извини Кроуфорд, "кроуфордбыникагда". понравившись юзеру, сферический персонаж в вакууме становится как бы немного его личным. и при попытке его видоизменить случается закономерный выброс кирпичей в окружающее пространство, тем более масштабный, чем масштабнее изменения (от сиквела больше, чем от фанфика; от долгожданной экранизации больше, чем от еще одного фильма). в каком-то смысле таким образом примат в юзере сражается за свой ресурс, пусть этот ресурс на самом деле и нихуя ему не принадлежит, но слава эмпатии, слава абстрактному мышлению. для подавления этой проблемы необходимо сперва подавить в юзерах рефлекс маркировать любимых персонажей цветом кожи настолько же базово, как и, допустим, полом. Гамлет-то что, все привыкли, что Гамлета из поколения в поколение натягивают на глобус любой формы. отдай девочке роль Джеймса Бонда - вот тогда бомбанет по-настоящему.
08.03.2016 в 21:42

коммандер Очевидность
Amon, разница в том, что "кроуфордбыникогда" - это про поведение, которое все-таки определяет персонажа значительно сильнее, чем конкретная физическая оболочка - иначе бы невозможно было в принципе отдавать кому-то роли, снимать римейки и т.д. и это, на мой взгляд, очень большая разница. (и с Гамлетом, увы, не привыкли. это очень-очень белая роль до сих пор.) и я не удивляюсь: вопрос в конце риторический.
08.03.2016 в 21:47

мечтают ли андроиды об электропони?
kurofordo,
разница в том, что "кроуфордбыникогда" - это про поведение, которое все-таки определяет персонажа значительно сильнее, чем конкретная физическая оболочка - иначе бы невозможно было в принципе отдавать кому-то роли
ну так споры о том, какой бонд лучше, а какой не имеет права налево идут до сих пор, и такие же споры идут о номерах докторов.
нет разницы, как по мне, есть более или менее цельный образ в голове. и (не)соответствие ему последующих продуктов, будь они авторскими или фанатскими. а тысячи толкинистов, вот, бомбит от экранизации джексона как концепта. и это тоже образ в голове и (не)гибкость восприятия чужого переосмысления образа.
08.03.2016 в 22:30

коммандер Очевидность
Amon, идут, несомненно. но споры о Бондах и докторах и Толкине почти всегда гораздо более вдаются в нюансы нежели "он не черный - и точка". тут ведь дело в том, что чувак еще даже ничего не сыграл, а его уже забраковали из-за одного критерия. можно сколько угодно повторять, что таково свойство восприятия. да, таково - но восприятие-то со временем меняется.
09.03.2016 в 07:44

due vaticini compiuti or sono
На самом деле не уверен насчёт обязательности нюансов, потому что совсем недавно смена 10 на 11 в моей ленте Тумблера выглядела как "но этот ваш Смит урод и не похож на Доктора" - без всяких нюансов (и те же, кстати, юзеры писали "лучше бы была женщина").
Но мне тоже кажется, что оценка ээээ художественного результата, в том числе и кроуфордбыникогда, отличается, даже если это фиговая оценка.
09.03.2016 в 22:46

коммандер Очевидность
macbetto, совсем недавно смена 10 на 11 - неплохое такое "совсем недавно". :) меня, впрочем, скорее <тут глагол со скорее негативным значением, который я не могу сформулировать>, что юзеры, которых бесит, что белый вроде бы персонаж вдруг перестает быть белым, в среднем не замечают, когда происходит whitewashing.
09.03.2016 в 22:55

due vaticini compiuti or sono
А давно, да? ;-)
10.03.2016 в 01:09

коммандер Очевидность
macbetto, нет, ну всё субъективно, конечно. так-то может и не очень.
10.03.2016 в 10:34

due vaticini compiuti or sono
про твой глагол и whitewashing: а что ты скажешь об истории с Ниной Симон и Зое Сальданьей?
10.03.2016 в 15:17

коммандер Очевидность
мне кажется, это какой-то новый уровень непонятночего: когда не-белая актриса делает блэкфейс, потому что Голливуд не сильно жалует слишком черных актрис и мегазвездами становятся, по большей части, дочери смешанных браков (та же Халле Берри).
10.03.2016 в 15:22

due vaticini compiuti or sono
Я в этой истории не понимаю только один шаг - зачем вообще блэкфейс? Они так хотели избежать обвинений в чем именно?..
10.03.2016 в 18:41

коммандер Очевидность
в whitewashing-е?
12.03.2016 в 09:03

due vaticini compiuti or sono
Но тогда, по идее, они не должны бы красить небелую актрису темнее?
13.03.2016 в 13:43

коммандер Очевидность
черт их знает. мне кажется, что исходно это тупость примерно того же порядка, что Безруков, играющий Высоцкого в резиновой маске. и примерно тем же обусловленная - только в данном случае она в чувствительном контексте существует. видимо, они решили, что так как Салдана не-белая, то этот контекст в данной ситуации неприменим. а оказалось, что вполне себе применим.