коммандер Очевидность
полгода назад к десятиклассникам приезжали итальянцы. в какой-то день их некуда было деть - и они пришли на мой урок. я решил поиграть в некую игру, которая этому классу вполне себе нравится. к середине урока ситуация была следующей: итальянцы, которые по-английски с трудом могут связать два слова и которых я с трудом понимал из-за адского акцента, весело играли. а местные, которые вполне себе годно разговаривают, сидели и весело комментировали друг другу ошибки итальянцев. спросил у них, почему так получается - засмущались, посовещались, более или менее начали играть.
недавно дал некий текст своему новому десятому классу. спрашиваю: кто-нибудь хочет вслух почитать? гробовое молчание, все ждут, пока мой перст указующий выберет несчастного. спрашиваю их, чего они так боятся. текст вроде как интересный. и я же двойку не влеплю за неумение прочитать, например, слово exhaustion. за незнание этого слова и других слов - тоже. за неспособность понять предложение - тоже. мы тут как бы вообще для другого вроде как собрались. засмущались, посовещались - и говорят: "нам не хочется ошибаться".
твою ж мать.
так ведь и есть: школа фактически отнимает право на ошибку. нет, хуже. школа стигматизирует ошибки. человек, который на третьем году изучения языка не знает, допустим, слова enough, видит, как учитель вздыхает и закатывает глаза: "эх, Сеня...". слышит смешки одноклассников: "блин, Сеня, ну кааак этого можно не знать!" какой процент людей такую ситуацию воспримет как стимул больше работать и чаще отвечать на уроках? такие люди безусловно есть, но скорее всего, Сеня предпочтет держаться подальше от источника стресса и будет сидеть тихо на задней парте, надеясь, что и на этом уроке пронесет и ничего не надо будет говорить и делать.
в том же десятом классе мне сдали эти самые четвертные эссе. совершенно очевидно, что на третьем году изучения языка, когда человек пишет то, что очень хочет написать, у него для этого нет инструментов и будет куча ошибок со всех сторон. в одном из них отметил все ошибки (штуки по 3 на строчку текста), поставил 5/3. ученица охреневает: "как за такое огромное количество ошибок можно ставить 3?!", а я гляжу на нее и думаю, что, наверное, пора вторую оценку перестать ставить в принципе и оценивать только содержание и структуру текста - но тогда, наверное, мой предмет придется как-то иначе называть.
она обращает свой вопрос прямо ко мне - и я отвечаю ей, что странно было бы наказывать ее за незнание грамматики, которую они и близко не проходили, а тройка - за небрежность в уже давно известном ей материале, а еще потому что сочинение, по идее, домашнее и можно было, например, проверить, как по-английски пишется слово "Колизей" и вообще перепроверить текст... а сам снова думаю, что надо и правда прекратить эту вторую оценку ставить, потому что ученица эта, как и все они, боится делать ошибки - а я ее этой тройкой, получается, наказал.
потом, правда, я открыл журнал, увидел, что ставят ей другие преподаватели английского, понял, что оценка "3" для нее - это вполне себе счастье и чуть попустился.
я не очень понимаю, что делать. ну вот я сказал им, что ошибки - это нормально и что любой может забыть или не знать слово enough, и именно для этого есть учитель. дальше, как в пафосных фильмах, они подняли руки и стали проситься почитать текст вслух. а я в этот момент почувствовал себя ненастоящим учителем. который чего-то важного не умеет и может достигать хоть каких-то результатов только потому, что этот же предмет у его класса ведут еще двое других учителей, которые как раз настоящие.
недавно дал некий текст своему новому десятому классу. спрашиваю: кто-нибудь хочет вслух почитать? гробовое молчание, все ждут, пока мой перст указующий выберет несчастного. спрашиваю их, чего они так боятся. текст вроде как интересный. и я же двойку не влеплю за неумение прочитать, например, слово exhaustion. за незнание этого слова и других слов - тоже. за неспособность понять предложение - тоже. мы тут как бы вообще для другого вроде как собрались. засмущались, посовещались - и говорят: "нам не хочется ошибаться".
твою ж мать.
так ведь и есть: школа фактически отнимает право на ошибку. нет, хуже. школа стигматизирует ошибки. человек, который на третьем году изучения языка не знает, допустим, слова enough, видит, как учитель вздыхает и закатывает глаза: "эх, Сеня...". слышит смешки одноклассников: "блин, Сеня, ну кааак этого можно не знать!" какой процент людей такую ситуацию воспримет как стимул больше работать и чаще отвечать на уроках? такие люди безусловно есть, но скорее всего, Сеня предпочтет держаться подальше от источника стресса и будет сидеть тихо на задней парте, надеясь, что и на этом уроке пронесет и ничего не надо будет говорить и делать.
в том же десятом классе мне сдали эти самые четвертные эссе. совершенно очевидно, что на третьем году изучения языка, когда человек пишет то, что очень хочет написать, у него для этого нет инструментов и будет куча ошибок со всех сторон. в одном из них отметил все ошибки (штуки по 3 на строчку текста), поставил 5/3. ученица охреневает: "как за такое огромное количество ошибок можно ставить 3?!", а я гляжу на нее и думаю, что, наверное, пора вторую оценку перестать ставить в принципе и оценивать только содержание и структуру текста - но тогда, наверное, мой предмет придется как-то иначе называть.
она обращает свой вопрос прямо ко мне - и я отвечаю ей, что странно было бы наказывать ее за незнание грамматики, которую они и близко не проходили, а тройка - за небрежность в уже давно известном ей материале, а еще потому что сочинение, по идее, домашнее и можно было, например, проверить, как по-английски пишется слово "Колизей" и вообще перепроверить текст... а сам снова думаю, что надо и правда прекратить эту вторую оценку ставить, потому что ученица эта, как и все они, боится делать ошибки - а я ее этой тройкой, получается, наказал.
потом, правда, я открыл журнал, увидел, что ставят ей другие преподаватели английского, понял, что оценка "3" для нее - это вполне себе счастье и чуть попустился.
я не очень понимаю, что делать. ну вот я сказал им, что ошибки - это нормально и что любой может забыть или не знать слово enough, и именно для этого есть учитель. дальше, как в пафосных фильмах, они подняли руки и стали проситься почитать текст вслух. а я в этот момент почувствовал себя ненастоящим учителем. который чего-то важного не умеет и может достигать хоть каких-то результатов только потому, что этот же предмет у его класса ведут еще двое других учителей, которые как раз настоящие.
Сами слова я легко запоминал, и произносил плюс-минус лапоть, но когда упираешься в то, что тебе и самому твоя речь кажется набором плохо связанных слов - становится неудобно. Ну и отсидел на последней парте)))
Печально как-то.
И тоже постоянно ощущение, что я не на своем месте, будто студентка-практикантка, косящая под препода ))
Но на самом деле, это результат не только школьного воспитания, но и воспитания в целом. От родителей и прочих взрослых "ну как такое можно не знать?" звучит с той же интенсивностью, я думаю.
donemon Angell, вот в школе проблема в том, что оценки за всякие проверочные и прочее не могут "никуда не идти". и есть еще родители, которые очень быстро превращают эти оценки в нечто самоценное. и вот уже тройка становится не флажком "с этой темой хорошо бы разобраться", а наказанием за ошибки. я не знаю, что с этим делать, вот правда.
Keishiko, аццкая, да. стигматизация ошибок - дело коллективное, конечно, тут семья нередко старается не хуже школы, а то и лучше.