коммандер Очевидность
идея о том, что у текстов есть какое-то одно правильное прочтение, обычно прививается в школе. на уроках литературы ученикам сообщают, что произведение "Мцыри" на самом деле про... а в "Капитанской дочке" Пушкин хотел сказать, что... и заставляют писать сочинения про "тему потерянного поколения в..."
всё это наводит среднего школьника на две простые мысли: 1) чтобы понять "настоящую литературу", надо морщить лоб и 2) автор всегда хочет сказать что-то конкретное, и если хорошенько поморщить лоб, можно в точности понять, что именно. большинство средних школьников испытывают от п.1 смертельную скуку и после школы читают книжки, над которыми не нужно морщить лоб. а некоторые средние школьники решают, что п.2 - это очень круто. и к 25ти годам имеют на лбу парочку Суэцких каналов.
проблема вот в чем. чтобы сказать, например, "наша политическая система прогнила насквозь", можно написать очерк в газете или статью в журнал. но нет. авторы пишут книжки, где у каждого свой ракурс, свои акценты, свой стиль, свой субъективный взгляд.
а если автор имеет право на субъективность, почему этого права лишен читатель? более того, как ему, читателю, абстрагироваться от субъективности собственного восприятия? как ему не вносить в произведение собственные смыслы и интерпретации? причем это справедливо для всех: от кавайных няшек, которые везде видят слэш и нюни, до бородатых филологов, которые пишут толстые тома о творчестве N, годами полемизируя друг с другом.
безусловно, непосредственно-эмоциональное восприятие текста из серии "N такой противный, надеюсь, его в конце убьют" - это первый, самый примитивный уровень для читателя. но нельзя забывать о том, что автор обязательно подразумевает восприятие на этом уровне. что именно с его помощью он пытается донести до читателя (идео)логическую суть. иначе это был бы автор аналитической статьи, а не худлита.
удивительно, как часто люди, поднявшиеся с непосредственно-эмоционального восприятия текста на ступень вычленения в нем (идео)логических смыслов, уверены, что оставили этот "низкий" уровень позади и тем самым избавились от субъективности восприятия. и теперь видят некие объективные смыслы объективно верно. и считают, что автор хотел сказать именно то, что они увидели. а все те, кто усматривает что-то другое, объективно неправы.
тогда как автор зачастую не хочет сказать ничего конкретного. или хочет сказать конкретное А - а в процессе говорит еще и Б, В, Г... и до А дело может вообще не дойти. а иногда автор хотел сказать А и сказал А. но читатель уверенно заметил там Б, В и Г - и понеслось. и правильно сделало, что понеслось, заметим. ведь именно в этом процессе и заключается так называемая жизнь текста.
путь к единственно верному пониманию текста лежит через отказ от мысли, что у него есть единственно верное понимание.
всё это наводит среднего школьника на две простые мысли: 1) чтобы понять "настоящую литературу", надо морщить лоб и 2) автор всегда хочет сказать что-то конкретное, и если хорошенько поморщить лоб, можно в точности понять, что именно. большинство средних школьников испытывают от п.1 смертельную скуку и после школы читают книжки, над которыми не нужно морщить лоб. а некоторые средние школьники решают, что п.2 - это очень круто. и к 25ти годам имеют на лбу парочку Суэцких каналов.
проблема вот в чем. чтобы сказать, например, "наша политическая система прогнила насквозь", можно написать очерк в газете или статью в журнал. но нет. авторы пишут книжки, где у каждого свой ракурс, свои акценты, свой стиль, свой субъективный взгляд.
а если автор имеет право на субъективность, почему этого права лишен читатель? более того, как ему, читателю, абстрагироваться от субъективности собственного восприятия? как ему не вносить в произведение собственные смыслы и интерпретации? причем это справедливо для всех: от кавайных няшек, которые везде видят слэш и нюни, до бородатых филологов, которые пишут толстые тома о творчестве N, годами полемизируя друг с другом.
безусловно, непосредственно-эмоциональное восприятие текста из серии "N такой противный, надеюсь, его в конце убьют" - это первый, самый примитивный уровень для читателя. но нельзя забывать о том, что автор обязательно подразумевает восприятие на этом уровне. что именно с его помощью он пытается донести до читателя (идео)логическую суть. иначе это был бы автор аналитической статьи, а не худлита.
удивительно, как часто люди, поднявшиеся с непосредственно-эмоционального восприятия текста на ступень вычленения в нем (идео)логических смыслов, уверены, что оставили этот "низкий" уровень позади и тем самым избавились от субъективности восприятия. и теперь видят некие объективные смыслы объективно верно. и считают, что автор хотел сказать именно то, что они увидели. а все те, кто усматривает что-то другое, объективно неправы.
тогда как автор зачастую не хочет сказать ничего конкретного. или хочет сказать конкретное А - а в процессе говорит еще и Б, В, Г... и до А дело может вообще не дойти. а иногда автор хотел сказать А и сказал А. но читатель уверенно заметил там Б, В и Г - и понеслось. и правильно сделало, что понеслось, заметим. ведь именно в этом процессе и заключается так называемая жизнь текста.
путь к единственно верному пониманию текста лежит через отказ от мысли, что у него есть единственно верное понимание.
именно такое ощущение у меня было при чтении книг из школьной программы. как будто автор просто писал, что ему хотелось понаписать(идея интересная в голову пришла, персонаж какой сочный, сюжет замысловатый), и меньше всего размышлял о том, чтобы писать нечто, которое там надо до кого-то донести. даже интересно - если бы такой автор увидел, как на уроке литературы на полном серьезе изучают то, что он якобы хотел донести - какая бы у него была реакция.)
что касается школьных уроков литературы. у вас есть варианты более эффективной системы обучения? потому что мне кажется, что подобная программа — сочинения, обобщения, определенные рамки — пожалуй, самая эффективная как для подачи такой информации в таких масштабах. среднестатическому школьнику нужно направление, одна из причин — у него ограниченное время на изучение программы. интересующиеся школьники всегда найдут способ обойти систему, детализировать и перекроить ее, whatever.
взрослые
школьникимогут воспринимать литературу более глубоко. на ком сохранился отпечаток школьной системы — прочтет рецензию, чтобы понять в чем суть, кто-то более умный напишет ее сам, еще более умный останется один на один со своими мыслеформами и книжкой: не пахнет объективностью нигде, пусть кто-то и претендует на роль ее носителя. они и правда остались на уровне железной программы, их выбор, никто не заставлял.не так давно итальянский коллега спросил меня, как обстоит дело с изучением русской литературы, которая была до Пушкина. в моей школе Сумарокова, Тредиаковского, Фонвизина и т.д. проходили в шестом (или седьмом, не помню) классе. и разумеется, это совершенно правильно с точки зрения общей литературной картины, которую логично давать в хронологическом порядке. но насколько готов детский мозг к восприятию, допустим, Радищева? в итоге, если поспрашивать произвольных людей, какие авторы были в России в 18м веке, большинство, пожалуй, зависнет намертво и хорошо, если назовет одну-две фамилии. но иначе никак.
и разумеется, интересующиеся школьники блаблабла и всё такое.
я ведь тут вовсе не школьную систему критикую.
да, конечно, но как-то к слову пришлось, потому что мне сначала показалось, что вы как будто видите истоки неверного восприятия литературы в пробоинах школьной системы.)
Это, кстати, у Кинга обыгрывается очень приятно.
вероятно. хорошая позиция, я считаю.
но тут от преподавателя очень многое зависит.
ну что же, так и будет. следовательно, на ваш взгляд, существует более интересная и бесспорная позиция, я могу узнать чья?
позиция Набокова в общем не представляется мне интересной потому, что видится самоочевидной. это не значит, что какие-то позиции покажутся мне более интересными. разве что эээ... любопытными.
в частностях же она, на мой взгляд, слишком "авторская" (с точки зрения автора, а не читателя, изложена) и прекраснодушная. вот и все дела.
ну конечно вы можете думать своей головой! я не к этому. я предполагала, что мы говорим о персоналиях и что есть еще чья-либо конкретная позиция, что кажется вам любопытной. впрочем, не это суть, я уловила ход вашей мысли и так.
персоналия тоже не то слово, печальные четыре утра.с другой стороны, сбросить откуда-нибудь Пушкина всегда приятно
сбросить откуда-нибудь Пушкина всегда приятно
с парохода? )
Вообще, эта отравленность школьной программой очень печальна. С каким удовольствием можно читать зарубежную классику и как скептически смотришь на свою, родную. (А я в школе искренне любила литературу).
мне сдается, что все дело во внутренней готовности воспринимать эти тексты как тексты, а не как материал для "прохождения". и уж после окончания школы эта проблема при желании точно снимается.
Да, было бы желание. Почему-то к русской классике 19 в. намертво приклеились всякие отталкивающие ассоциации(
LakeDaemon а ради какой мысли был написан именно этот комментарий?
у особо вдохновившихся этой мыслью поиски глубокого смысла распространяются на все книги подряд. неумение отделять зерна от плевел получается. всё, что написано и отпечатано - обязательно что-то там "несет".
но это явление наблюдалось даже когда не было школ с учительницами литературы.
Этот текст -- пропедевтика sui generis, по крайней мере в том, в чём он касается метода. Поэтому удивлён и задаюсь вопросом: есть то, что я не уловил -- или так и было задумано с неочевидной целью.
Подумав ещё (я в кои-то веки попробовал и мне понравилось: вредные привычки оказались неистребимы), хочу просить об одолжении.