коммандер Очевидность
по итогам нескольких разговоров получилось сформулировать связную рабочую гипотезу. возможно, неверную.

итак. мы давно уже существуем в мире, где личные контакты и личное общение в смысле непосредственное и в реале не имеет абсолютной ценности. уже условно моё поколение с юности живет в ситуации, когда никогда в жизни не виденный и не слышанный юзер из Реджайны (Саскачеван) может быть ближе и роднее большинства реальных друзей, знакомых и даже (а то и особенно!) родственников. но что мы, собственно, знаем о юзере из Реджайны? только то, что он сам о себе сообщил, разумеется. остальное достраивается.

понятно, что в эпоху фейсбука о многих юзерах мы знаем гораздо больше. имя, место, профессию, круг друзей. но тут начинаются другие интересные эффекты, которые я называю фейсбучным огораживанием. человек сказал, что все бабы дуры? расфренд. человек сказал, что транс*людям не место в душевых и раздевалках? расфренд. человек написал пост в поддержку однополых браков, но употребил слово "гомосекусалист"? короткий диалог - и с некоторой вероятностью расфренд. да что там, я сам около года назад расфрендил свою очень давнюю пореаловую знакомую - блядь, нет, подругу - за то, что она посмеялась над моей виртуальной подругой - блядь, нет, знакомой - которая написала о своём изнасиловании. поговорил с ней в комментах, уточнил, имеет ли она в виду то, что я там читаю, - и расфрендил.

диалог вообще становится всё более сложнодостижимым. нельзя смотреть фильм Blazing Saddles, он содержит слово "ниггер". нельзя общаться с Икс, он гомофоб. нельзя общаться с Игрек, она ёбнутая феминистка. и это "нельзя" распространяется на все сферы. я лично видел тред, в котором топикстартер искал учителя английского, ему в комментах порекомендовали, а следующий комментатор предостерег, потому что феминистка же, не надо у нее английскому учиться. и видел, как люди говорили: "зачем вы помогаете (одному знакомому ученому) бороться с перспективой противозаконного увольнения, он же нацик".

а у кого можно учиться? кому можно помогать? а только тем, кто не сделал - и даже не сказал! - ничего неправильного. идеальный кандидат - юзер из Реджайны (Саскачеван), о котором мы знаем только, что она, например, лесбиянка-волонтерка (или любые другие маркеры) и постит котиков. личные переживания и реакции тоже допустимы, но до определенного предела. "у меня рак" - годится. "меня сегодня в автобусе схватили за жопу - как же заебали эти похотливые козлы" - уже за гранью.

и нет, это не только в фейсбуке. удобно думать, что это только там, только в узеньком кругу. но это не так. во-первых, этот круг уже не узок. в фейсбуке дохрена народа: 1.74 миллиарда человек. и все они - вот в таких пузырях. в Штатах, например, из 325 миллионов населения 214 миллиона - пользователи фейсбука. да, в России не так. но в России 75% пользователей рунета сидят вконтакте, а процессы там вполне похожие, потому что так в целом работает социальная сеть. группировки "своих" по высказываниям, отсечение "чужих", возможность моментально перейти из одной категории в другую, а лучшая стратегия - описать себя пятью словами и постить котиков. ну или пёсиков. хотя посты с пёсиками сразу собирают в комментах экспертов по дрессировке. поэтому лучше котиков. именно поэтому лучшая сеть, чтобы всем нравиться, - инстаграм, но и там ведь тоже регулярные срачи и скандалы с удалением постов и расфрендами.

но впрочем, я про кино и сериалы, а их - ну, то, что мы все видим - делают, по большей части, в США. и вот не поэтому ли персонажи нынче такие? возможно, сейчас человеку, о котором мы ничего не знаем, кроме внешне заданного набора лейблов, сопереживать на самом деле легче, чем хорошо прописанному персонажу с собственным мнением и явным agency? потому что ведь иначе он сделает что-то не то или не дай бог ляпнет что-то не то и фокус-группа возмутится - а за ней и зрители? а незнакомому герою из Реджайны (Саскачеван) можно и посочувствовать. более того. его можно себе придумать всего целиком - и тогда это будет совсем идеальный персонаж.


Комментарии
06.03.2019 в 15:02

Emotionally attached to fictional characters.
возможно, сейчас человеку, о котором мы ничего не знаем, кроме внешне заданного набора лейблов, сопереживать на самом деле легче, чем хорошо прописанному персонажу с собственным мнением и явным agency?
более того. его можно себе придумать всего целиком - и тогда это будет совсем идеальный персонаж.
Да. Мы этого уже немного касались в разговоре о том, что фанфикшен игнорирует канон. Полно ведь людей в мультифандоме, у которых любимый перс - это третий лебедь в пятом ряду, а ОТП вообще ни разу в каноне не встречались - ну идеально же, можно проецировать всё что угодно совершенно спокойно, самому себе всё выдумать, заполнить чем хочешь.
И я согласна, что нынешние социальные тенденции оказывают влияние на создание контента - приходится быть очень аккуратным, избегать острых углов, следить за формулировками и т.п.
Но в то же время это древний прием - наметить парой штрихов пустую оболочку от персонажа, где любой может увидеть себя. Сколько есть типичных белых гетеро ГГ с их типичной секси подружкой (и тоже люди жалуются, что Нео никакой или Гарри Поттер в экранизации какой-то пресный по сравнению с книжным - но, может, так и задумано?). Просто теперь даже этого нельзя, даже это слишком задевает.
06.03.2019 в 16:08

Я всё-таки склонен полагать, что причина изрядной части перемен - усушка, усыпка и утруска. Как с редакторами переводов в ру. изданиях. Зачем платить больше там, где можно сократить. Но сюжетная и персонажная предсказуемость и правда становится все более желательной. И это скорее не про пустоту, которую можно заполнить (о которой ты пишешь в конце), и даже не про опасность наличия возможных гвоздей, которые надо проложить ватой так, чтобы зубы слиплись (о котором ты пишешь чуть раньше), а про отсутствие непредсказуемости, по умолчанию воспринимаемой (возможно, это моя версия) фокус-группой плохо. Типа сопереживать легче
1) тому, на ком сразу написано, кто он
2) тому кто не поменяется в процессе

А как, кстати, устроен механизм баблов вконтакте? Там тоже алгоритмы ленты стали как в фб и инсте? Просто вот для меня лично это самый главный раздражитель нового времени: когда из условной тысячи френдов (и допустим трёх сотен на которых я при этом взаимно подписан) мне показывают три десятка в лучшем случае, если я себя плохо веду и не лайкаю всего подряд, и никакое «самое новое» не помогает. В инсте я просто хожу раз в неделю-две по десяти юзернеймам адресно - смотреть чо у них - и всегда нахожу что-то пропущенное, хотя вроде вообще никого кроме них не лайкаю давно)
06.03.2019 в 16:23

коммандер Очевидность
Shadenfreude, ну вот я люблю третьих лебедей в пятом ряду, но мне кажется, тут где-то есть водораздел между восприятием чужой истории и производством своей. хотя хрен знает, на самом деле.

биполярочка, усушка и утруска - конечно. ну в смысле если пипл хавает - то и ладно. но вот почему он хавает - вопрос же. с непредсказуемостью - да. непредсказуемость - плохо, а все перемены - только в предсказуемую сторону. все ружья непременно стреляют и они заявлены сразу и висят на стенке в поле зрения.

про то, как сейчас в контакте работает алгоритм, я, честно говоря, не в курсе. я там некоторое время уже не существую, но они в последнее время стремились к фейсбукоподобию. и да, меня это тоже раздражает не на шутку. в инстаграме, впрочем, меня фактически нет (картинки и котики - вот вообще не моё), поэтому когда я захожу туда раз в полгода, я вижу рекламу-рекламу-рекламу.
06.03.2019 в 16:55

Emotionally attached to fictional characters.
kurofordo, да я тоже люблю некоторых лебедей, о том и речь)) Проецируют все. Создатели это прочуяли с помощью тех же фокус-групп и прямой связи с аудиторией (твиттер, тамблер, ао3 - весь интернет открыт тому, кто хочет найти реакцию на свое произведение) и теперь нарочно упрощают схему.
А пипл хавает потому, что ирл жизнь напряженная и полная стрессов. Народ в массе своей не хочет видеть в кино/сериалах нечто настолько же сложное, как жизнь. Народ хочет отдыхать, хочет комфорта и отвлечения и успокоения, хочет прийти в кино как домой, где ему всё знакомо и где ему не будут бросать вызов.
Но я не думаю, что есть одна основная причина тому, о чем вы пишете. Я согласна с вашими постами, но и со многими комментариями под ними. Тут, как и везде, всё-таки комплекс явлений, связанных между собой.
07.03.2019 в 13:30

коммандер Очевидность
Shadenfreude, ну я со всеми комментариями на самом деле согласен! всё и всегда - комплекс явлений кроме совсем уж двоичных вещей.
07.03.2019 в 13:36

Emotionally attached to fictional characters.
kurofordo, всё и всегда - комплекс явлений кроме совсем уж двоичных вещей.
:yes: