02:24

коммандер Очевидность
в связи с предыдущим постом сходил по разным ссылкам и наткнулся на описание серии экспериментов, которые проводились в 80е годы.
суть была в следующем. двум группам давали почитать одну и ту же историю. только у одной группы последнее предложение содержало хороший конец, а у другой - сообщала о факте изнасилования, убийства или смерти в результате несчастного случая. обе группы должны были оценить поведение персонажа (-ей). так вот, первая группа оценивало поведение как адекватное, корректное и т.д., а вторая группа находила в поведении персонажа массу причин, по которым с ним в конце случилась неприятность.

это рассуждение называется post hoc ergo propter hoc. "случилось А, потом Б" превращается в "А привело к Б" и даже в "если не делать А, не будет Б". и оно представляется неистребимым по двум причинам. первая - мы на все смотрим "с конца". и второе - мы способны к обучению, т.е., в частности, к осознанной проекции прошлого опыта на будущие события.

со вторым всё понятно. в мире полно причинно-следственных связей разной степени безусловности. если порезаться, пойдет кровь. если вообще не готовиться к экзамену, вероятность его сдачи на "отлично" в среднем-таки падает. а если разрешить курить на бензоколонке, вероятность пожара наоборот вырастет. для успешной экстраполяции наличествующих в опыте ситуаций нужно проанализировать путь, пройденный до наличествующей ситуации, выделить ключевые параметры и в будущем исключить или усилить их в своем поведении.
и вот тут начинается проблема. какие параметры ключевые? как они реально повлияли на ситуацию? многие из нас говорили или слышали: "если бы Салли не пришла на день рождения к Джейку, мы бы не начали встречаться и не поженились бы". возможно, это так. а возможно, роман завязался бы через две недели на дне рождении Пита или месяцем раньше на дне рождении Сары, во время которого Салли болела. а возможно, катализатором послужила Энн, которая вылила кофе Салли на платье? или Макс, у которого за два месяца до того удачно заглох автомобиль? мы не в состоянии проиграть все варианты параллельно, для нас реализовался конкретный. и мы можем выбирать ключевые факторы только из этого варианта.
даже в случае повторяющихся ситуаций количество доступных данных остается ограниченным и результат легко может связываться с фактором, который для этого результата не- или малорелевантен. особенно если не "приглядываться" и не проверять факторы на прочность намеренно.

если сейчас попытаться представить, от чего зависит то, где мы окажемся через год, то в значимые факторы могут попасть: наши собственные желания, болезни, ситуация на фондовом рынке, вулкан в Исландии, много ли выпьет воооон тот водитель, стремление чувака на пятом этаже выкинуть наконец из окна пресс-папье, развод дочери начальника, неудачная шутка... а могут и не попасть. судить об этом мы сможем только через год.
но безусловно, приятно думать уже сейчас, что если не делать А, то нежелательное Б все-таки не случится.

Комментарии
06.05.2010 в 09:31

улыбаемся и курим
1. Ну дык "нормальное" поведение всегда содержит в себе потенциал чего-то плохого, особенно если не уделять внимание мерам по снижению опасности, о которых ты в посте пишешь (каждый переход через дорогу - потенциальная смерть, переход в неположенном месте в темной одежде ночью - ....). Если все ок, повезло - продолжает восприниматься нормальным (обычным), если не повезло - те мелкие зацепки, что могли привести к плохому (но не обязательно привели именно в этом случае) - становятся особенно важными в глазах наблюдателей.

Например, подрезал кого-то на дороге и не получил в зад - отлично! Нормально сработал маневр, агрессивно и технично выиграл 30 сек по дороге домой. Все так делают, ничего особенного. А получил в зад - хех, ну так подрезал же.

По теории вероятности в одном случае из .... - срабатывает самый плохой из возможных вариантов _последствий_. Это последствие события, да, но в большинстве случаев оно не наступает, поэтому событие считается условно безопасным.
Но уж если наступает, все вспоминают, что это последствие.

2. Да, если перемещаться по-над Доном в миниюбке в 3 часа ночи - вероятность того, что тебя ограбят или изнасилуют довольно высока. Если в штанах и худи - меньше, но тоже есть. Только в том, что ограбят и изнасилуют _виноват_ будет грабитель и насильник, ну еще общество, провалившее основную функцию: защиты и поддержания правопорядка. Жертву при этом можно осудить только за недомыслие/невнимательность/невезучесть, что есть качества не слишком похвальные, но и близко не лежавшие по масштабу с грабежом и насилием.

Осудители жертв воспринимают же насилие и грабеж - как фактор объективной реальности. Обвинять дождь в том, что он льет или небо, на котором тучи- как бы глупо. Поэтому остается обвинять только дурака, который вышел без зонтика.
И в этом основная ошибка. Грабители и насильники - не объективные факторы среды, а субъекты действия.

Причин того, почему преступления считаются неизбежной частью реальности (и - что важнее - позиционируются так при оценке произошедшего несчастья) несколько
1. объективные - преступления действительно постоянно случаются, в России уровень преступности весьма высок, о чем общество в курсе и _воспринимает как норму_. Чтобы не свихнуться от постоянного ужаса.
2. осведомленность о плохих сторонах жизни ощущается как альтернатива наиввности/неопытности, поэтому приятна и всячески подчеркивается ("ну как можно не знать, что по-над Доном...")
3. упоминавшееся выше магическое мышление - "все закономерно, объективно и взаимосвязано, если совершать определенные действия и ритуалы, ничего не случится. а если случится - нужно быстро понять, что же нарушил, и больше не нарушать"
06.05.2010 в 13:40

коммандер Очевидность
origami тут еще, как я прочитал вчера же, работает очень, как мне видится, тесно связанный с описанным фактор под названием "картина справедливого мира". т.е. все в мире правильно и разумно. и если человек вдруг получил наказание, значит, он его чем-то заслужил. надо только разобраться, чем именно. особенно, как пишут, он работает в ситуациях, когда сторонний наблюдатель бессилен. т.е. если он может что-то изменить, он считает, что дело в "невезухе". как только не может - тут же начинается поиск причин "сам виноват".
причем если бы только жертв насилия осуждали. я ведь рассказывал, как шел по улице в конце мая - и в десяти сантиметрах от носка моей правой ноги разбилась упавшая откуда-то сверху пяти- или трех (не помню уже) литровая банка с водой. т.е. иди я совсем чуть-чуть быстрее, я получил бы ей по голове. так вот если бы я вдруг получил ей по голове, то я очень живо представляю как минимум двух человек, которые непременно отметили бы, что "вообще-то в Питере надо и наверх тоже смотреть". дело же не в том, что преступления считаются неизбежной частью нашей реальности. дело в том, что все плохое, что уже произошло, требует немедленного понимания конкретных причин. они тут же становятся "видны" и "очевидны" - и вменяются в вину пострадавшему. иначе, видимо, слишком много случайностей в мире, слишком непонятно, как избежать неприятностей.
06.05.2010 в 14:04

улыбаемся и курим
все плохое, что уже произошло, требует немедленного понимания конкретных причин. они тут же становятся "видны" и "очевидны" - и вменяются в вину пострадавшему

угу. я примерно то же пыталась сказать вот этим: Если все ок, повезло - продолжает восприниматься нормальным (обычным), если не повезло - те мелкие зацепки, что могли привести к плохому (но не обязательно привели именно в этом случае) - становятся особенно важными в глазах наблюдателей.
В постоянном страхе перед непредсказуемым жить невозможно, вот и пытаются найти логику там, где ее обычно нет.

Знаешь, что еще в голову пришло? Теории разнообразные о "карме", "расплате за грехи в этой жизни" и т.п. ("боженька его покарал", "почему младенчик умер так страшно, хоть и не грешил? некрещеный потому что"). Масса механизмов защиты от одной-единственной фишки.
06.05.2010 в 14:05

улыбаемся и курим
kurofordo :squeeze: а про банку - страшно :(
06.05.2010 в 14:10

коммандер Очевидность
origami про высшие силы, которые распределяют поощрения и наказания - ну да, естественно.
+ тут еще телеологичность сознания работает. якобы всё делается "зачем-то". это, кстати, тоже находит отражение в пост-фактумных рассуждениях, когда в действиях пострадавшего видятся некие намерения.