вот тут очень неплохой комментарий на тему "почему последние сезоны Игры Престолов так сильно отличаются от первых".

для тех, кто не читает по-английски, даю короткий пересказ сути. есть два основных типа авторов. plotters и pantsers.
плоттеры расписывают весь сюжет и все повороты прежде, чем приступить собственно к тексту. пэнтсеры начинают с общей идеи и персонажей - а дальше как пойдёт. у обоих подходов есть очевидные недостатки. так, у пэнтсеров регулярно страдает концовка или они вообще никак не могут закончить, а персонажи плоттеров нередко выглядят неживыми инструментами в общем замысле.
Мартин, конечно, мегапэнтсер, который закопался в придуманный им самим мир, насоздавал кучу персонажей и линий - и сам засел внутри без каких-либо обозримых выходов. а вот сценаристы сериала - понятное дело, плоттеры. что разумно, добавлю я от себя: когда ты делаешь конечный по определению кинопродукт, нужны именно плоттеры. соответственно, как только пэнтсерский материал закончился, в игру вступили плоттеры, которые взяли этих вот персонажей и превратили их если не в plot devices, то уж точно в фигурки на карте, которые идут к заранее прописанной развязке по заранее прописанным траекториям. и это, разумеется, заметно зрителям.

я вот подумал. я сам, конечно, пэнтсер, причем везде, даже в написании научных докладов и статей. я нахожу прикольный факт или прикольную идею - и дальше позволяю данным говорить за себя. данные ширятся, растут, появляются боковые линии расследования - и в итоге я месяцами сижу над одной статьёй, не зная, когда, где, а главное - как! - ее закончить, ведь в ней уже столько всего. в результате некоторые мои коллеги пишут по три статьи, пока я всё еще сижу над одной. по большому счету, мне нужен соавтор - или хотя бы человек, который бы читал промежуточные версии и говорил: пора заканчивать, вот хорошее место для выводов.

а вот в кино- и телеиндустрии чем дальше, тем больше плоттерства. всё продумано и расписано, бюджет выделен, сроки установлены. и возможно, меня раздражает именно слишком явный перенос фокуса на технически прописанную и законченную историю.

хотя, конечно, лучше всего - баланс, кто бы спорил. он, надо сказать, иногда обнаруживается в крайне неожиданных местах. и нет, это не Игра Престолов.