механизм обучения животных известен: каждое действие приводит либо к приятному, либо к нейтральному, либо к неприятному результату.
известно также, что когда этот результат нельзя отнести на счет какого-то конкретного дополнительного фактора, обучение проходит эффективнее. например, если собака ворует вещи, то непонятно откуда взявшиеся резкий звук, мерзкий вкус или неприятное ощущение отучат ее это делать намного лучше, чем гневный окрик или удар. явное личное вмешательство хозяина позволяет предположить, что неприятные ощущения связаны не с самим действием, а с наличием рядом человека - и отучают не шкодить исключительно при хозяине. а вот без хозяина можно всё, потому что, например, украденная пища или предметы сами по себе являются наградой и уж точно связаны непосредственно с произведенным действием. то есть фактически однозначно связать своё действие и результат животное может только если этот результат выдает сама внешняя среда.
одновременно животное учится по такой же схеме и при встрече с другими животными - сородичами и не сородичами. тут уже наказания и поощрения всецело зависят от личной воли объекта взаимодействия, социальных установок и личных отношений с объектом. именно поэтому собака приучается не воровать при хозяине: хозяин этого не любит и ругается, а то и дерется.
отсюда совсем-совсем недалеко до концепции высшей силы и/или наличия собственной воли в окружающих предметах. для этого перехода нужно только достаточно сложное мышление, которое позволяет задуматься над причинно-следственными связями и попытаться их проанализировать.
в этой связи было бы очень круто, если бы, скажем, у горилл обнаружилась какая-нибудь религия.