в позиции какой-то ужасающе громадной массы россиян относительно Украины, причем как с одной стороны, так и с другой, поражает количество снисходительности. с одной стороны - мол, неразумные меньшие братья на свою голову лезут в говно от доброго папочки. с другой стороны - мол, неразумные меньшие братья, наша Болотная ничем не закончилась, вот и их Майдан ни к чему не приведет.

я, как и все, кто успел пойти в школу до распада Союза, прошел через индоктринацию. все эти "у москвички две косички, у узбечки - двадцать пять", "латышские поэты - советским детям" и прочее прекрасное. и вот я не знаю, кому и как эта индоктринация запомнилась, а я помню детские праздники, в которых "представители" всех республик были одеты в национальные костюмы, кроме "представителей" России. помню детсадовский спектакль про птицу счастья, которую ищут по всему Союзу, а находят в Москве. помню, как карикатурно показывали грузин и узбеков в советских фильмах. помню, что Белоруссия и Украина считались младшими сестрами России. кстати, еще и самыми близкими сестрами - гораздо ближе узбечки с двадцатью пятью косичками (к вопросу о якобы отсутствии градации по этнокультурным признакам в СССР). и помню уроки истории в пятом классе и вывод из них о том, что уж эти-то две сестры точно никогда никуда не денутся.
понятное дело, что до прямых научных измышлений о несмышлености и неполноценности граждан колоний по сравнению с гражданами метрополии, как, например, в Британской империи, не доходило. но дискурс, тем не менее, был самый что ни на есть имперский.

забавнее всего - и печальнее всего, разумеется, - видеть этот имперский дискурс в людях, которые не жили в империи даже столько, сколько прожил в ней я. в людях, которые все равно несут своё бремя белого русского человека и - искренне, с благими целями! - рассказывают гражданам других государств, что не надо рыпаться, всё равно, малыши неразумные, заблудитесь без направляющей руки старшего и на много порядков более мудрого брата. или даже так: пусть, пусть попробуют, нарвутся на проблемы - но зато наконец-то узнают цену независимости. раньше-то, конечно, не знали, дети малые. а теперь узнают - и в сентябре можно будет в первый класс.

тьфу.