как известно, все сограждане знают, как играть в футбол, как управлять страной, как растить детей... и как учить их английскому языку.
дисклеймер: всё, что будет изложено ниже, я думал очень-очень давно. недавно появившийся преподавательский опыт только дополнил это мнение. возможно, конечно, это confirmation bias, но уж как есть.
окей, у вас есть ребенок, и вы хотите, чтобы он хорошо знал английский язык. самый эффективный способ - это супруг/супруга-носитель либо нянька с рождения. понятно, что это редко бывает возможно.
увы, это значит, что придется с ребенком заниматься самостоятельно. или платить за дополнительные занятия. и вот почему.
язык - это не курс биологии и даже не курс математики. это гораздо более базовая и, соответственно, гораздо более тяжело усваиваемая за пределами очень раннего возраста сущность. если ребенка до шести лет погрузить в языковую среду, то язык этой среды станет ему родным. в этом и смысл иноязычных нянек. после шести лет это "окно" закрывается. по идее, лет до 12ти еще сохраняется пластичность, но в любом случае необходимо хорошее погружение в среду. еще интересно, что примерно после семи лет дети вроде бы чем старше, тем быстрее учат язык на начальных стадиях. то есть, одиннадцатилетка перегонит семилетку легко и непринужденно.
и даже когда человек учит язык уже как иностранный, ему все равно нужна среда. без среды иностранный язык плохо учится. без среды он быстро забывается. среда в данном случае - это книги, чаты, форумы, разговоры, письма, мультфильмы и т.д. это какие-то базовые вещи, которые, казалось бы, известны всем. да, кстати.
да, разумеется, в школе ребенка обязаны учить. и было бы круто, если бы всё происходило само. но в классе, допустим, 25 человек. даже если разделить на группы, получается дюжина детей, с которыми надо иметь дело одновременно. да, педагог обязан уметь заинтересовать всех и каждого, а также донести до всех и каждого материал урока. сферический педагог, то есть, в вакууме. но учителя, к сожалению, реальные люди. а дети тоже не машины по получению знаний. у одной сегодня болит живот, другой просто домой хочет. третьему в принципе природоведение интересно, а английский - нет, четвертый не умеет сосредоточиться дольше, чем на три минуты. так бывает даже с хорошим преподавателем.
а главное - урок закончится, и ребенок покинет условно-англоязычную среду. а оказывается он в ней сколько? три раза в неделю? четыре? на 45 минут, да. а потом идет на математику. а потом играет в снежки. а ведь для языка нужна среда.
я в прошлом году пошел преподавать в новонабранный пятый класс. там дети из разных английских школ. знаете, кто лучше всех английский знал? не те, у кого учителя были лучше или школы круче. нет. там были дети из одного класса с очень разным уровнем знаний. просто папа одного мальчика с детства общался с сыном по-английски. а родители одной девочки постоянно нанимают ей специальных людей, водят в группы английского языка. и так далее. и вот кому родители среду расширяли, у тех почти всегда уровень выше.
лично я выучил английский язык так. мне было 11 лет. я почти не знал английского, учил его к тому времени год. я попал в "сильную" группу совершенно незаслуженно. и мне сказали, что если я не буду тянуть, меня оттуда выгонят. тогда я взял сборник рассказов Марка Твена и год сидел с ним почти каждый день, выписывая слова, пытаясь их выучить, разбираясь в совершенно не знакомых мне грамматических конструкциях - без учебника, потому что я ни черта не понимал в учебнике. такое расширение среды позволило мне догнать и перегнать одноклассников. а в 95м году я вышел в интернет. рунет еще не существовал, я пошел на американские чаты и форумы - и среда расширилась сама собой. и я всегда понимал: если бы не Марк Твен и если бы не интернет, ни за что не знал бы я сейчас английского так, как знаю сейчас. и вовсе не потому, что у меня были плохие учителя. учителя были нормальные.
увы, есть пределы возможностей и факторы, которые эти пределы еще больше сужают. это, например, количество учеников в классе, отсутствие языковой среды за пределами урока, ограниченность урока по времени, личный фактор и учителя, и учеников.
и да, охрененно было бы, если бы всё само собой получалось, и английский хорошо выучивался так, чтобы Байрона без словаря влёт и артикли правильно ставились.
но в рамках школьной программы, если у самого ученика нет такой заинтересованности, что он сам будет создавать себе языковую среду и работать, это невозможно. еще раз. невозможно.
увы, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно хорошо знал язык, вам придется с ним заниматься. или же платить, чтобы с ним занимался кто-то другой.
иначе никак. чесслово.