самое для меня потрясающее в деле Pussy Riot - это не то, как христиане требуют крови. и даже не то, как экспертиза на голубом глазу сообщает, что активная жизненная позиция, оппозиционные настроения и упорство в отстаивании собственного мнения являются признаками "смешанного психического расстройства". самое потрясающее - это то, что подавляющее большинство защитников называет PR "дурёхами", "недалекими девицами, которые не ведали, что творят", а то и хуже; доходит до полной уверенности в том, что до такой акции они сами вообще "не в состоянии додуматься". и мне кажется, что это не так уж и плохо.

девушки эти, конечно, далеко не "недалекие".
Толоконникова с отличием закончила физмат-школу, а на философском факультете МГУ считалась одной из лучших студенток курса.
Алёхина - отличница с журфака и опытный волонтер.
Самуцевич - медалистка, выпускница МЭИ, участвовала в разработке ПО к подлодке "Нерпа".
саму их акцию можно называть, как угодно. к музыке можно относиться, как угодно. к общественной деятельности можно относиться, как угодно. но интеллект у них-таки явно есть. тем не менее, именно в наличии интеллекта им отказывает великое множество сторонников.

при этом в текстах в поддержку PR уже как будто традиция делать оговорку: "девицы, разумеется, ни хрена не соображают, но..."
цепочка "PR сознательно устроили свою акцию, рассчитывали на административное наказание, а !внезапно попали под уголовное, и это несправедливо" встречается довольно редко. в разы чаще - "PR - наивные дурочки, не ведавшие, что творят" и "PR так и не поняли, что их используют условные Неизвестные отцы".
почему так?

можно, конечно, объявить это принижение действием сурковскойпропаганды(tm). но по-моему, всё гораздо проще.
дурачок не ведает, что творит. он невиновен в силу своего идиотизма и по этой же причине беззащитен. если допустить, что человек хоть отчасти соображал, что творит, моментально включается механизм "сам виноват" - и защищать уже не получается. особенно полезна апелляция "к дурачку" в ситуации, когда необходимо развести личные эмоции и представления о справедливости. защищать справедливость по отношению к неприятной акции большинству людей довольно-таки сложно. подсознательно мозг требует махнуть рукой, как делают очень и очень многие, и заявить, что "акция у них идиотская, так что пусть посидят, мне похуй". чтобы было возможно разделить в голове "идиотскую акцию" и "пусть посидят", возникает промежуточное звено: "акция идиотская, но они не ведали, что творили, поэтому нельзя их сажать".
да, это снисходительное отношение. да, оно выглядит крайне некрасивым. но оно возникает потому, что несправедливость кажется слишком вопиющей, и люди готовы из-за этой несправедливости вывернуть свой мозг так, чтобы для них стало возможно искренне защищать "неприятных девиц".
а это, повторюсь, не так уж и плохо.