понятно, что ограничение количества президентских сроков - это, по сути, такой автоматический остракизм. это не всегда хорошо - некоторых президентов жалко менять. однако этот способ работает: вот, скажем, Буша-младшего не особо любили. но знали, что максимум два срока - и он уйдет. а главное - сам Буш знал, что максимум два срока - и он уйдет.
это, впрочем, не единственный способ контроля. например, в Великобритании вопрос количества сроков не стоит - если есть поддержка партии, а партия выигрывает выборы, теоретически, быть премьером можно сколько угодно. фактически же сменяемость власти обеспечивается вполне эффективно.
нетрудно заметить, что оба механизма и все их вариации работают только при одном условии: честные выборы.

так вот: демократия в России полностью закончилась не в 2000м году с избранием Путина. а на четыре года раньше, когда, не желая смиряться со сменяемостью власти и зависимостью политика от электората, "демократические силы" провели грязную предвыборную компанию и, возможно, в какой-то степени подкрутили количество набранных голосов.
я помню, что огромное количество людей, называвших себя демократами, тогда говорили, что это вынужденная и оправданная мера, потому что реформы нужно доделывать и возвращения коммунистов допустить нельзя. проблема в том, что once on the dark side - always on the dark side. стало понятно, что если очень не хочется - можно не уходить. и этой опцией тут же воспользовался преемник.

не надо менять Конституцию. не надо переделывать систему из президентской в парламентскую. вообще никаких радикальных мер не нужно. нужно понимание того, что честные выборы - это очень важно. в этом смысле декабрьская стихийная реакция "мы просто хотим честных выборов" была демократичнее, чем последовавшие аналитические рассуждения и выступления о формальном количестве сроков, негодном государственном строе, выборе единого лидера оппозиции и т.д.
это призыв идти в наблюдатели, если что. даже если кажется, что это совершенно бессмысленно.