королевская свадьба взбесила марксистов и породила крайне занимательные треды. в целом, защитники СССР, противопоставляя Союз поганому империализму, всегда напирают, помимо прочего, на то, что у России не было колоний, Россия никого не завоевывала, отношения внутри СССР были добрососедскими, мы дали народам грамоту и электричество, а вот проклятущие западные империи и Америка...
так вот. интересны в этом разрезе даже не добрососедские отношения (об абсолютности которых можно поспрашивать, например, в Прибалтике), не Берлинская стена, и уж тем более не поминаемое к месту и не к месту отсутствие колбасы в магазинах.

интересны саамы. а также эвенки, водь, карачаевцы, ненцы, вайнахи...
в самом деле, почему сиу - это звучит гордо, а чукча - герой анекдотов? почему чокто романтически шли "дорогой слез", а калмыки - мерзкие коллаборационисты? почему австралийская практика воспитания детей аборигенов в белой среде осуждается как порочная, а сходные практики в Карелии и на крайнем Севере вызывают возражение "зато мы дали им алфавит и электричество" и разговоры об историческом процессе?
о, эти удивительные двойные стандарты, которые позволяют видеть в "их" малых народах жертв беспощадной колонизации, а в "наших" - облагодетельствованных дикарей (как в случае северных народов) или и вовсе угрозу (как в случае южных).

собственно, поганые империалисты в последнее время ничего не отрицают и даже детям своим осуждающе рассказывают о бесчинствах у себя дома и в колониях. но видимо, слишком приятен этот поступок: гордо бросить в улыбающееся радостному событию лицо идеологического противника веский, проверенный временем аргумент:
- а у вас негров линчуют!