интересно, что дискуссии об авторских правах обычно заканчиваются, так сказать, на вопросе прав и выбора. а между тем, для реализации этих прав и выбора нужен контекст.
вот, скажем, идет девушка ночью. у нее есть право спокойно дойти до дома. она выбирает не заниматься сексом с незнакомым мужчиной. но ее хватают и насилуют. разумеется, насильник нарушает закон. но он ее не спрашивает - и говорить о правах и выборе уже поздно.
читать дальшев эпоху аудиокассет и дисков все было, по сути, просто. не взял денег - вроде как и не пират, ты же эту кассету Кольке по дружбе переписал. и даже если ты всему классу кассеты сделал - по дружбе же, безвозмездно.
правда, потом эта кассета может разойтись по всему городу: Колька перепишет Аньке, Анька - Лерке и так еще раз пятьдесят. вроде как никто ничего плохого не делал, а автору не заплачена уже некая относительно заметная сумма.
в интернете пользователей так много, что без личных знакомств можно уже и обойтись; в конце концов, они ведь только замедляют процесс. какая разница, знает ли Колька Лерку или даже Аньку? почему распространение должно идти только по знакомым? люди в среднем готовы делиться, совершенно ничего за это не получая. потому что человек - существо социальное, и кто-то другой точно так же поделится другим контентом.
теперь в цифровом формате можно передать практически любой контент - причем происходит это в невиданных масштабах. авторы теряют весьма существенные суммы. фактически, налицо ситуация, когда девушка кричит, что у нее-таки есть права, но ее все равно насилуют. а контекст вокруг такой, что насилуют так или иначе все или почти все - и за это ничего не будет. а так как человек существо социальное, то чувак, который не насилует девушек, а вызывает платную проститутку, в таком контексте выглядит лохом: зачем платить, когда фактически платить не принято?
в этой ситуации репрессии сами по себе фактически бесполезны. необходимо менять контекст. если хотя бы половина общества начнет платить проституткам, то быть насильником станет сложнее. к ним уже можно будет применять репрессии - мало того, что половина общества будет с этими репрессиями согласна; так ее представители еще и будут капать насильникам на мозги: "смотри, она не хочет, чтобы ее насиловали. будет отбиваться, потом пойдет в полицию... не проще ли заплатить проститутке? заодно и совесть чиста". а там, глядишь, и до "фууу, насильник" дойдет.
менять контекст - дело долгое и системное. вот, скажем, почему жители некоторых стран сортируют мусор? проще же этого не делать. но во-первых, если тебя волнует экология, ты сортируешь мусор, т.е. это осмысленный процесс. во-вторых, если ты не сортируешь мусор, то ты не совсем правильный член общества. и в третьих, раздельные контейнеры вполне доступны, так что это не такая уж и сложная процедура. все это знают, все это понимают - и в целом работает.
мне представляется, что традиционный подход к решению вопросов авторского права очевидно устарел и в нынешнем контексте плохо реализуем. и что контекст этот вполне можно изменить - для этого потребуется грамотная стратегия и не один год времени, но это возможно.
причем в этом процессе сами авторы могут принять активное участие. идеи вроде легализации пиратских win XP или "скачивай мой новый альбом, а если хочешь нам заплатить - вот ссылка" в качестве первых шагов выглядят достаточно перспективно.
а все эти челобитные царю - это так. эмоции выплеснуть.