• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: это шон, а это гуси (список заголовков)
18:50 

о ритуальной табуреточке

коммандер Очевидность
одной девушке на голову упала сосулька. вторую изнасиловали двое пьяных художников. третью вместе с половиной класса расстрелял одноклассник. четвертой в три месяца собственная мать позволила умереть от пневмонии.
что бы ни случилось, в дискуссиях в какой-то момент - когда-то раньше, когда-то позже - появляются они. комментаторы, которые знают, кто на самом деле виноват. и оказывается, что виноват вовсе не преступник. либо виновата сама жертва (не туда посмотрела, не там и не так пошла, а чё она ваще?), либо (а зачастую и одновременно с жертвой) виновато общество.

механизм обвинения что жертвы, что общества, как представляется, одинаков. никто не желает таких же неприятностей ни себе, ни собственным близким. но чтобы успокоиться и вернуть ощущение контроля и безопасности, необходимо либо найти в жертве качества, которые не могли не привести ее к печальному исходу и которых нет у ищущего (и тогда виновата жертва), либо выявить более общие механизмы, которые не могли не привести преступника к его преступлению и объяснить их (и тогда виновато общество). ведь знание и объяснение, как известно, успокаивают.

в ситуации с изнасилованием культурные особенности приводят к крену в сторону первого варианта. но трехмесячный ребенок совершенно очевидно ни в чем не виноват - и вот кругом один за другим встают на табуреточки аналитики, которые провозглашают вину общества.
"в нормальном обществе такого бы не случилось," - говорят они. "в нормальном обществе такого нет". рассуждения о "нормальном обществе" - частный случай аргументации post hoc: ведь "нормальным" это абстрактное общество видится только потому, что в нем бы "такого не случилось". эта "нормальность" точно так же абсолютизируется, как "правильное" поведение в логике "сама виновата": в нем вообще не бывает таких историй, потому что их не может быть по определению.

общество диктует, общество заставляет, общество отталкивает, подталкивает, заталкивает. общество творит с беспомощными гражданами все, что хочет - и у них не остается никакого другого выхода, помимо идиотизма и преступления. пусть нам сделают нормальное общество, в котором такого не будет - и все будем жить в безопасности.
человек, безусловно, животное социальное. и социум определяет важную часть его бытия и мышления. вот только люди - не муравьи и не живут всю жизнь согласно заложенной обществом программе. некоторые из нас выходят в космос; некоторые продают квартиру и едут в Гоа; некоторые выбирают себе необычные прически и стиль жизни; некоторые бросают вызов обществу, выходя на гей-парады. а некоторые из нас убивают, насилуют, халатно сбивают сосульки или рожают соло. и тех, и других меньшинство. у всех у них самые разные причины. рассуждать о том, кого, как и на что конкретно толкнуло общество, так же бессмысленно, как пытаться предсказать, какая именно длина юбки гарантированно убережет от внимания насильника.

в общем, ритуальная табуреточка ритуальной табуреточкой, но от личной ответственности за сделанный выбор никуда не деться.

@темы: это Шон, а это гуси

05:08 

"а вдруг?"

коммандер Очевидность
вот уже почти месяц я регулярно хожу в жж читать разговоры про Фукусиму. это, знаете ли, затягивает.

традиционно считается, что в теории широкая публика знает всё о трех умениях: как правильно играть в футбол, как правильно управлять государством и как правильно воспитывать детей. прошедшие недели показали, что широкой публике прекрасно известно, как правильно ликвидировать последствия аварии на АЭС.

блогокомментаторы авторитетно заявляют, что японцы всё делают неправильно. буквально на каждом этапе раздается хор компетентных голосов: нельзя было лить морскую воду; надо было сыпать песок; надо было раньше подвести электричество; не надо жалеть людей; таки-надо жалеть людей; нельзя сливать воду в океан; вообще какого хрена было строить АЭС на побережье... оказывается, для всех мер, которые предпринимались в разное время, имелись гораздо более правильные альтернативы. но японцы, по компетентному, опять же, мнению публики, то ли на генетическом уровне лишены изобретательности, то ли ни в чем не разбираются, то ли попросту трусливы, то ли тоталитарное (sic!) правительство скрывает от них информацию. особо осведомленные пошли еще дальше: вот, мол, на фотографии АЭС столбов с проводами как-то маловато. наверное, это не АЭС вовсе, а это японцы оружейный плутоний делали! и темнят аккурат по этой причине!

одновременно ровно те же компетентные комментаторы возмущаются: "атомный век, а мы все воду греем!" (принцип работы АЭС вообще для многих стал открытием). они же распространяют сообщения о том, что пора принимать внутрь йод и рассказывают, как это лучше делать; сетуют, что в Москве не то подорожали, не то закончились дозиметры; путают рентгены, рады и зиверты (а также приставки микро- и милли-); почти никогда не имеют технического образования (программисты в данном случае не в счет); почти никогда не были в Японии и т.д.

удивительнее всего наблюдать беседы компетентных комментаторов со специалистами в нужных областях. компетентные комментаторы довольно быстро признают, что ни хрена не знают, но именно поэтому магическую и неубиваемую силу в их устах обретает последний (и, в общем-то, единственный) аргумент: "а вдруг?" а вдруг все не так? а вдруг вы не знаете всего? а вдруг - кстати! - вы намеренно врёте?

это вот "а вдруг" - плод невежества - безотносительно Фукусимы регулярно порождает бешеное количество лженаучного мракобесия, "компетентных" прогнозов, а временами и массовую истерию (в частности, мне сообщение об "аварии на ЛАЭС" в 2008 году передавали именно с пометкой "а вдруг?").

с другой стороны, ну что я в самом деле. ведь может же быть такое, что сообщество технически безграмотных интернет-комментаторов действительно разбирается в ситуации лучше, чем сообщество специалистов? ведь может же обезьяна случайно напечатать "войну и мир" на пишущей машинке. ну, чисто теоретически. а вдруг?
нет. нахуй.

@темы: это Шон, а это гуси

18:22 

о праве авторов и мусоре

коммандер Очевидность
интересно, что дискуссии об авторских правах обычно заканчиваются, так сказать, на вопросе прав и выбора. а между тем, для реализации этих прав и выбора нужен контекст.
вот, скажем, идет девушка ночью. у нее есть право спокойно дойти до дома. она выбирает не заниматься сексом с незнакомым мужчиной. но ее хватают и насилуют. разумеется, насильник нарушает закон. но он ее не спрашивает - и говорить о правах и выборе уже поздно.

читать дальше

мне представляется, что традиционный подход к решению вопросов авторского права очевидно устарел и в нынешнем контексте плохо реализуем. и что контекст этот вполне можно изменить - для этого потребуется грамотная стратегия и не один год времени, но это возможно.
причем в этом процессе сами авторы могут принять активное участие. идеи вроде легализации пиратских win XP или "скачивай мой новый альбом, а если хочешь нам заплатить - вот ссылка" в качестве первых шагов выглядят достаточно перспективно.

а все эти челобитные царю - это так. эмоции выплеснуть.

@темы: это Шон, а это гуси

03:15 

немного об играх

коммандер Очевидность
по ссылке - хороший пример ролевой игры в соционику.

why oh why

типичный случай эффекта Барнума.
я плавал, я знаю.

PS

@темы: это Шон, а это гуси

19:38 

об одной аналогии

коммандер Очевидность
было в 2005-2007 годах в жж одно веселое сообщество, посвященное организации под названием Schutzstaffel (SS). его создали девочки, которые недолго продержались бы в нацистской Германии, но которых восхищала, так сказать, эстетическая сторона дела.
насколько я помню, члены сообщества гордились тем, что они - "эсэсовцы". "эсэсовец", в понимании создателей, это такое состояние души, которое может наличествовать у любого человека, вне зависимости от его пола, расы, вероисповедания, ориентации, состояния здоровья и т.д. образование этого сообщества вызвало волну постов и отфренживаний.
в сообществе восхищались красивой формой, вешали фотографии истинных арийцев и настоящих валькирий, рассуждали о твердости духа и т.д. в какой-то момент случилось то, чего и следовало ожидать. в комментариях появился юзер, который удивился: "а как еврей может быть из "наших"? или лесбиянка, допустим? что-то у вас с идеологией не то". владельцы вяло оправдывались и пытались смягчить напор. чем все закончилось - не знаю. я перестал читать.

решительно настроенная пятитысячная толпа безусловно впечатляет даже чисто эстетически. если эта толпа еще и транслирует внутренний дискомфорт, который возникает при соприкосновении со средой обитания, - захватывает еще больше.
но когда я читаю в блогах гордо заявивших о себе "русских националистов", что против полезной дворничихи Гульназ или своего друга Армена они ничего не имеют, а зуб у них исключительно на Умара с Ахметом, которые неправильно себя ведут, мне смешно.
что-то у них с идеологией не то, да-с.

@темы: это Шон, а это гуси

22:17 

сожаление

коммандер Очевидность
я регулярно жалею, что не умею писать фельетоны. если бы я умел, я бы написал что-то в таком духе:

- внимание! - кричит подсолнечное масло "Клавдия Петровна". - из всех подсолнечных масел только я не содержу ни капли холестерина!
- сюда, сюда, все сюда! - привлекает покупателей рыбий жир "Трудное детство". - ни в каком другом рыбьем жире вы не найдете витамина А!
- будьте бдительны! - взывает открывашка "Удачливый хозяин". - опасайтесь других открывашек, покупайте меня! только я не содержу изотопов стронция!

да, жаль, что я не умею. тогда бы и выдуманные торговые марки были позадорнее, и название для фельетона удалось бы придумать получше.
пока получается только "о демонстрации некоторыми блоггерами собственной уникальности".

@темы: это Шон, а это гуси

21:15 

grammar nazi mode still on

коммандер Очевидность
очередной виток спора про Поливанова порадовал прекрасным диалогом:
- Потому что таковы законы и особенности русской фонетики. После "ш" и "ж" мы произносим "ы".
- Вы - да. Мы - нет.

мне не удивительно, что раз в пару месяцев безграмотная школота называет "глухим кретином" человека, который, по рассказам, переодевался буддийским монахом, чтобы изучать японские диалекты, и впоследствии подробно описал некоторые из них (а для этого нужны очень нефиговые уши); человека, который первым в мире - услышав - описал японское ударение; человека, который свободно знал порядка 35-40 языков и понимал, что он делает, при составлении как системы транслитерации японских слов для русского языка, так и основанных на кириллице среднеазиатских алфавитов - короче, человека, который на несколько порядков лучше разбирался в вопросе того, как что слышится и произносится, чем любой (sic!) из "антиполивановцев".
мне не удивительно, почему логика "я слышу А, а по-русски пишется Б; значит, надо писать А" для тех же самых людей не работает, когда им предлагают начать кампанию за написание "Ландон", "Пари" и "Дарф/Дарс Вейдер".
мне не удивительно, что не имеющие знаний граждане непременно засовывают английский язык в систему отношений русского и японского и уверены, что от этого что-то меняется в японской или русской фонетике.
это всё понятно и ожидаемо. хотя раздражает довольно-таки существенно.

мне удивительно, что в этот же тред пришел какой-то трекки и сообщил (там к слову пришлось), что "Энтерпрайз - это корабль и называется она..."
моя космическая корабль, вашу мать. потому что, вашу мать, по-английски она женского рода. я посмотрел на это - и вспомнил, что видел такую парадигму в нескольких текстах и тредах.
смешно, что отношения "корабль - капитан", которые в английской языковой культуре гетеросексуальны, не кто-нибудь, а слэшеры оставляют гетеросексуальными ценой искусственного изменения грамматического рода русской лексемы. потому что по-английски, вашу мать, корабль - это "она".
последние дни настают, истинно говорю.

@темы: это Шон, а это гуси

00:36 

о синдроме Аспергера

коммандер Очевидность
есть такое удивительное явление: социальные асоциальные люди. они строчат постики, становятся в байронические позы в компаниях и требуют от социума, чтобы он, социум, признал их бесконечную асоциальность. ситуация анекдотическая: "скакал за вами три дня и три ночи, чтобы сообщить вам, что вы меня совершенно не волнуете".
тренд последних полутора лет - нахождение у себя высокофункциональных форм аутизма. например, синдрома Аспергера. постики с перечислением симптомов типа "мы равнодушны к светским разговорам" и "наше понимание социальных ритуалов остается минимальным" буквально за двое суток облетают социальные сети и собирают сотни комментариев "это же про меня!" некоторые доходят до того, что объявляют себя "диагностированными" аспергерами. нуачо: это сеть, детка; какая разница? зато не как все, с модным отклонением.

корни этого явления уходят глубоко. так, мутные юноши и девы позапрошлого столетия жаловались на сплин и мечтали заболеть "красивой" болезнью туберкулезом. плевать, что туберкулез на последних стадиях совершенно не романтичен, а даже напротив, мучителен. интересная бледность и сильно сокращенный срок жизни окружают счастливчика достаточно героическим ореолом и выделяют из общей серой массы.

люди, которые никогда не видели аутистов, считают, что они похожи на Шелдона Купера: успешная работа, заботливые друзья и даже девушка появилась. или на адвоката Эспенсена из Бостон Лигал. ну в крайнем случае (и то уже позабылось), это "человек дождя", у которого тоже все вроде не так и плохо. им кажется, что "аутист" или "аспергер" - это такой милый савант со сверхспособностями, который отличается "минимальным пониманием социальных ритуалов" и которому этот недостаток можно простить за то, что он такой милый, умный - и физически не в состоянии этим самым пониманием овладеть.

я даже не знаю, как это можно побороть. более или менее вменяемые художественные произведения вроде "Загадочного ночного убийства собаки" или фильма "Бен Икс" все равно способны оставить у особо упертых индивидов ощущение "это прямо про меня". лучше всего сходить в какой-нибудь соответствующий центр и попробовать немного побыть волонтером. посмотреть, как по-настоящему аутичные люди радуются успехам в социальной коммуникации и ощутить разницу в полной мере.

но куда там. гораздо интереснее и проще играть в игру "ах, я такой асоциальный, правда?"
нет, чувак, неправда. и вообще-то стоило бы этому порадоваться.

@темы: это Шон, а это гуси

Хмпф

главная