• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:16 

декларация

коммандер Очевидность
я уже давно об этом думаю, но решил зафиксировать письменно, чтобы это намерение приобрело характер декларации намерений, а я сам потом не мог говорить всем, кто слышал от меня ворчание на эту тему, что "я не это имел в виду".

мне в среднем не нравится почти всё, что идет в стандартном кинотеатре. фильмы, про которые говорят "зато картинка красивая"; бессмысленные однотипные комедии и драмы; бесконечный Марвел; масштабная 3D-хуета; сюжеты, как будто бы (хотя почему как будто бы?) тщательно выверенные, чтобы "сработать"; фансервис самого разного спектра.
слово "почти" выше стоит не случайно, но я впервые за очень много лет хочу целенаправленно смотреть артхаус.

на хитовое кино я уже давно хожу за компанию - и каждый раз потом думаю, что зря потратил два часа. а ведь это довольно-таки глупо: я потратил деньги на то, что мне не нравится, эти деньги помогли фильму собрать кассу - и таким образом, я поддержал тренд, который мне неприятен.

итак, начиная с 2013 года я не буду ходить в кино на фильмы, которые считаю частью противного мне тренда: бонды-марвелы-сиквелы-приквелы, 3-d-эпики, просто эпики, крутые дорогие боевики и триллеры, комедии в духе "американской мечты 2.0", фильмы "зато с картинкой". в частности, если первая часть "Хоббита" покажется мне частью тренда ("Властелин колец", хотя и безусловный эпик, мне частью тренда не кажется), то на вторую и третью я не пойду.
а еще это значит, что я не пойду на новый "Стар Трек". мне будет очень-очень сложно на него не пойти. это, наверное, на данный момент главный challenge для декларируемых намерений. потому-то я и публикую их тут.
как-то так.

22:54 

удивительное рядом

коммандер Очевидность
я собирался повесить этот пост чуть больше недели назад, но по разным причинам делаю это только сейчас.

похоже, комплекс принятых мер возымел действие. сокращения бюджетных мест на филфаке не будет. это хорошая иллюстрация известного принципа: надо бороться за свои права.

я помню, как примерно год назад увидел в одном блоге поразительные слова: "это касается меня лично, поэтому постою-ка я, пожалуй, в сторонке" (цитата неточная). точно так же было и на факультете. о сокращении стало известно 26го, что ли, сентября. весь октябрь стояла полная тишина. сотрудники филфака шептались друг с другом, сетовали за рюмкой водки, качали головой. и молчали. петицию, на которую я давал ссылку, подготовили вовсе не на факультете. ее авторы ждали, пока хоть кто-нибудь на факультете перестанет стоять в сторонке и начнет возмущаться вслух. и только в начале ноября на фейсбуке появился пост. один пост - и понеслось.

мне давно интересно: откуда эта популярная в наших широтах-долготах реакция: когда ущемляют твои права, вжать голову поглубже и сидеть тихонечко? как это внутри рационализуется? "авось, лично меня пронесет"? "если высунусь - лично мне станет еще хуже"? "ничего, переживу"? "придет дядя, увидит, что я веду себя хорошо, и вступится за меня"?
или это связано с распространенными местными представлениями о том, что "высовываться" ради собственной выгоды в принципе плохо? я помню, когда Ельцин проголосовал на выборах за себя, многие вполне адекватные люди эмоционально осуждали его, чем приводили меня-подростка в состояние крайнего изумления.

на филфаке весь ноябрь была небывалая движуха. эти люди привыкли молчать и стоять в сторонке. они молчали уже довольно много раз, и авторы сокращения были уверены, что люди промолчат и сейчас. и люди долго молчали. и запросто промолчали бы, если бы не один пост в фейсбуке - и если бы не петиция и не шум, который подняли в прессе примерно десять человек. теперь, возможно, в следующий раз эти же люди напишут петицию сами и сделают это не через полтора месяца после неприятного события, а раньше. и выражать возмущение вслух будет сразу много людей, а не постепенными боязливыми кучками. а то и до забастовки дойдет.
впрочем, скорее всего, это мечты, мечты.

невероятно, но процесс отмены сокращения мест занял меньше месяца. понятно, что ректору веры нет и возможно, это еще не конец, но официальное заявление все-таки было сделано.

01:56 

коммандер Очевидность
как известно, все сограждане знают, как играть в футбол, как управлять страной, как растить детей... и как учить их английскому языку.

дисклеймер: всё, что будет изложено ниже, я думал очень-очень давно. недавно появившийся преподавательский опыт только дополнил это мнение. возможно, конечно, это confirmation bias, но уж как есть.

окей, у вас есть ребенок, и вы хотите, чтобы он хорошо знал английский язык. самый эффективный способ - это супруг/супруга-носитель либо нянька с рождения. понятно, что это редко бывает возможно.
увы, это значит, что придется с ребенком заниматься самостоятельно. или платить за дополнительные занятия. и вот почему.

язык - это не курс биологии и даже не курс математики. это гораздо более базовая и, соответственно, гораздо более тяжело усваиваемая за пределами очень раннего возраста сущность. если ребенка до шести лет погрузить в языковую среду, то язык этой среды станет ему родным. в этом и смысл иноязычных нянек. после шести лет это "окно" закрывается. по идее, лет до 12ти еще сохраняется пластичность, но в любом случае необходимо хорошее погружение в среду. еще интересно, что примерно после семи лет дети вроде бы чем старше, тем быстрее учат язык на начальных стадиях. то есть, одиннадцатилетка перегонит семилетку легко и непринужденно.
и даже когда человек учит язык уже как иностранный, ему все равно нужна среда. без среды иностранный язык плохо учится. без среды он быстро забывается. среда в данном случае - это книги, чаты, форумы, разговоры, письма, мультфильмы и т.д. это какие-то базовые вещи, которые, казалось бы, известны всем. да, кстати.

да, разумеется, в школе ребенка обязаны учить. и было бы круто, если бы всё происходило само. но в классе, допустим, 25 человек. даже если разделить на группы, получается дюжина детей, с которыми надо иметь дело одновременно. да, педагог обязан уметь заинтересовать всех и каждого, а также донести до всех и каждого материал урока. сферический педагог, то есть, в вакууме. но учителя, к сожалению, реальные люди. а дети тоже не машины по получению знаний. у одной сегодня болит живот, другой просто домой хочет. третьему в принципе природоведение интересно, а английский - нет, четвертый не умеет сосредоточиться дольше, чем на три минуты. так бывает даже с хорошим преподавателем.
а главное - урок закончится, и ребенок покинет условно-англоязычную среду. а оказывается он в ней сколько? три раза в неделю? четыре? на 45 минут, да. а потом идет на математику. а потом играет в снежки. а ведь для языка нужна среда.

я в прошлом году пошел преподавать в новонабранный пятый класс. там дети из разных английских школ. знаете, кто лучше всех английский знал? не те, у кого учителя были лучше или школы круче. нет. там были дети из одного класса с очень разным уровнем знаний. просто папа одного мальчика с детства общался с сыном по-английски. а родители одной девочки постоянно нанимают ей специальных людей, водят в группы английского языка. и так далее. и вот кому родители среду расширяли, у тех почти всегда уровень выше.

лично я выучил английский язык так. мне было 11 лет. я почти не знал английского, учил его к тому времени год. я попал в "сильную" группу совершенно незаслуженно. и мне сказали, что если я не буду тянуть, меня оттуда выгонят. тогда я взял сборник рассказов Марка Твена и год сидел с ним почти каждый день, выписывая слова, пытаясь их выучить, разбираясь в совершенно не знакомых мне грамматических конструкциях - без учебника, потому что я ни черта не понимал в учебнике. такое расширение среды позволило мне догнать и перегнать одноклассников. а в 95м году я вышел в интернет. рунет еще не существовал, я пошел на американские чаты и форумы - и среда расширилась сама собой. и я всегда понимал: если бы не Марк Твен и если бы не интернет, ни за что не знал бы я сейчас английского так, как знаю сейчас. и вовсе не потому, что у меня были плохие учителя. учителя были нормальные.

увы, есть пределы возможностей и факторы, которые эти пределы еще больше сужают. это, например, количество учеников в классе, отсутствие языковой среды за пределами урока, ограниченность урока по времени, личный фактор и учителя, и учеников.
и да, охрененно было бы, если бы всё само собой получалось, и английский хорошо выучивался так, чтобы Байрона без словаря влёт и артикли правильно ставились.
но в рамках школьной программы, если у самого ученика нет такой заинтересованности, что он сам будет создавать себе языковую среду и работать, это невозможно. еще раз. невозможно.

увы, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно хорошо знал язык, вам придется с ним заниматься. или же платить, чтобы с ним занимался кто-то другой.
иначе никак. чесслово.

22:12 

коммандер Очевидность
это уже относительно старый и очень известный ролик, но как будто уместный.


05:37 

странности

коммандер Очевидность
когда я учился на филологическом факультете СПбГУ, я временами искренне презирал это заведение. я считал и считаю, что его необходимо реформировать; причем направление реформ хорошо известно и обкатано на кафедре теоретического языкознания этого самого факультета.
уже давно было очевидно, что происходящие на факультете процессы ни к чему хорошему привести не могут. а перемены последних лет вроде временного возникновения на факультете отделений дизайна, актерского мастерства и игры на баяне органе и карильоне в совокупности с фактическим запретом преподавателям уезжать на конференции в учебное время картину только ухудшили.

при этом там было и есть некоторое количество хороших кафедр, преподаватели которых действительно занимались наукой и действительно делали из студентов филологов и лингвистов. к слову, я учился на кафедре иного типа, а на хорошую бегал слушать спецкурсы и писать курсовые и диплом. я очень злился, что это капля в море, что бабло и безразличие побеждают здравый смысл и научное любопытство - и надеялся, что когда-нибудь факультет все-таки реформируют. и я полагал, что меня порадует любая реформа.

но оказалось, что можно сделать филфак еще хуже.

например, можно единовременно отменить набор на следующий год на все годные в научном плане кафедры, причем сперва заявить, что это мера только на следующий год, а потом уже говорить о наборе "раз в два-три года". логика понятна: какое-нибудь английское отделение закрывать нельзя. а вот новогреческое - запросто. классическая филология вообще никому не нужна. албанистика? балтистика? да ну. и так далее.

почему это происходит, не очень понятно. ну то есть, было бы понятно, если бы под раздачу не попала математическая лингвистика. казалось бы, это со всех сторон инновационная и полезная в хозяйстве нанодисциплина. ан нет, туда же, к классической филологии. вероятно, основная мотивация связана с деньгами, но схема не выглядит тривиальной и прозрачной. по крайней мере, знакомые мне преподаватели факультета не очень понимают, что за всем этим стоит.

а результат будет такой. филологический факультет лишится последних очагов научной деятельности и окончательно превратится в очень престижные языковые курсы.

вот тут можно подписать петицию, которую составили в совете классической гимназии номер 610, которую заканчивал я и которую сейчас заканчивают несколько знакомых мне людей, которым теперь !внезапно стало некуда поступать. за сутки набралось больше двух тысяч человек. я не думаю, что это что-нибудь изменит. я просто оставляю ссылку здесь: вдруг кто-нибудь ищет эту ссылку? и вдруг в итоге получится поднять достаточно большой шум? и вообще, всегда стоит побарахтаться. как в сказке про двух лягушек.
разумеется, эта прекраснодушная петиция - это не единственное, что мы пытаемся сделать. надо отметить, что научное сообщество и сообщество преподавателей факультета ведут себя в этой ситуации довольно странно. я как-нибудь об этом напишу отдельно.

собственно, пост этот я пишу вот почему.
я никогда не думал, что буду защищать филологический факультет СПбГУ и желать сохранения на нем статуса кво. но если вставить между словами "желать" и "сохранения" слово "хотя бы" - картина резко меняется. и это - очередной уровень абсурда, которого удалось достичь.

13:32 

дело о государственной измене

коммандер Очевидность
лидер движения за сохранение поморской культуры обвиняется в государственной измене за сотрудничество с Норвегией.

когда после заявления о рокировке всё начало сыпаться быстро и резко, я первое время с каждым новым разом думал, что вот, наконец-то достигнут предел абсурда. потом оказывалось, что нет, бесконечность - не предел. теперь как минимум раз в неделю покоряются новые сюрреалистические горизонты.

23:30 

опять об Даннинга-Крюгера

коммандер Очевидность
читаю оживленную беседу о госзакупках лекарств и дженериках. общаются врачи с чиновником.
врачи требуют оставить им выбор, какой препарат назначать, и/или создать в стране нормальный аналог FDA, чтобы проходили только дженерики, которые действительно работают не хуже оригинальных лекарств.
чиновник на это отвечает, что если регистрация есть - значит, препарат действует. и если есть система на бумаге - значит, всё работает нормально.
в какой-то момент ему пытаются объяснить, что регистрацию в России проходит всё, что угодно. и приводят в пример Арбидол. на что чиновник отвечает, что Арбидол есть в его аптечке, так как его жена-педиатр считает, что он неплохо помогает, пока болезнь еще не проявилась.
и вот тут становится понятно, что нет, этот человек вовсе не мудак. он незамутненный, искренний идиот, который действительно считает, что система работает нормально.
и от этого становится страшно.

21:21 

и снова об эволюции.

коммандер Очевидность
вчерашняя история с манифестом Виноградова, помимо прочего, интересна огромным количеством людей, которые поставили "лайк" Вконтакте. согласно проведенному навскидку опросу Openspace, многие из них согласны с фразой "Естественный отбор, этот главный двигатель прогресса, почти перестал функционировать". это вполне соответствует моим ощущениям от разговоров про эволюцию про и подтверждает многократно звучащие утверждения о том, что люди в целом не понимают, что такое естественный отбор.

в простой фразе Виноградова содержатся сразу три заблуждения.

1. мнение, будто эволюция - это прогресс и улучшение, в народе очень распространено. помните эволюционное древо в школьном учебнике для начальных классов, где организмы развивались от простейших до венца творения - человека разумного? я неоднократно слышал о том, что шимпанзе или, допустим, лемуры "недоэволюционировали", потому что у них недостаточно развит мозг или потому что они "не додумались" до речи. но разум не является целью естественного отбора. у него вообще нет цели. естественный отбор - это процесс, который позволяет носителям мутаций, полезных в конкретной среде, оставить больше потомков, что приводит в конечном итоге к закреплению этих мутаций во всей популяции. а какие мутации будут полезными в данной среде и дадут преимущество в конкуренции с сородичами - так это ведь как пойдет. какие-нибудь помянутые в прошлом посте губки как появились 580 миллионов лет назад, так и существуют вообще без мозга. и ничего, нормально. с точки зрения губки, если бы у нее была точка зрения, способность свободно передвигаться, манипулировать предметами и решать квадратные уравнения - совершенно лишние качества, не представляющие никакой ценности.

2. вообще понимание прогресса как процесса, который привел к появлению человека разумного в его современном виде и его современной среде с прицелом на светлое будущее - довольно странная точка зрения. я бы, например, не отказался уметь дышать и водой, и воздухом, как амфибии. и от шерсти бы не отказался. и от хорошего обоняния. и от отсутствия угрозы заболеть раком. и кстати, если говорить о разуме, то технический и культурный прогресс начиная с позднего палеолита стабильно уменьшает объем нашего мозга. средний кроманьонец обладал большей вычислительной мощностью, чем современный человек, потому что ему нужно было запоминать и постоянно держать в голове гораздо больше, чем современному человеку. где же тут прогресс?

3. ну и, наконец, мнение, будто мы остановили или почти остановили естественный отбор. никуда естественный отбор не денется: люди по-прежнему оставляют разное количество потомков, а потомки эти по-прежнему разные в генетическом плане. просто изменение среды меняет критерии отбора. например, критерии полового отбора на западе меняются практически на глазах; наличие многих заболеваний тоже уже не является препятствием для оставления потомства. внутривидовая конкуренция в последние несколько тысяч лет идет в иных контекстах, чем в том же верхнем палеолите, и соответственно, меняются критерии приспособленности. естественный отбор остановить невозможно. разве только заполнить всю планету точными клонами, но даже тогда случайные мутации в конечном итоге запустят процесс заново.

из-за этих трех заблуждений многие не замечают, что высказывания "естественный отбор остановился" и "идет генетическое вырождение человечества", даже если отбросить сущностные возражения, - это взаимоисключающие параграфы.
так-то.

14:15 

о визитной карточке идиота

коммандер Очевидность
иногда человек произносит реплику, которая кажется ему умной или даже остроумной - и вот этой самой репликой он как бы сообщает миру: "я - идиот".

один товарищ с серьезным видом рассказывает, как в магазине он ищет и с трудом обретает колбасу без глутамата и соль без ГМО.
второй проводит изящную аналогию между современными художниками и губками (в смысле, porifera) на основании отсутствия и у тех, и у других мозга.
третий под постом о том, как могут быть связаны латинские слова со значениями "свидетель" и "яичко", оставляет поразительной осмысленности комментарий "А что, логично: клянусь самым дорогим, что у меня есть (трансвеститов и прочих голубых просят не беспокоиться: они не мужчины, хоть и не женщины)".
четвертый в комментариях к посту про недавно открытый и описанный вид этих самых губок, где, помимо картинки с пятилучевой губкой, приводится ссылка на подробнейшее описание и даже ролик на ютубе с ним же, где показаны двух, трех и пятилучевые представители этого вида, глубокомысленно вопрошает: интересно, этому виду что, свойственна пятилучевая симметрия?
пятый великодушно сообщает неприятному человеку: "мне вас жаль".

этот пост полон негативных эмоций.

01:46 

коммандер Очевидность
03:41 

и о грустном

коммандер Очевидность
кажется, окружающий абсурд дошел до своего логического максимума.
в Сколково собираются обсуждать перспективы создания вечного двигателя.

комментарии рулят.
и заставляют привести ссылку вот на какой тест. после того, как ответите на вопросы, не забудьте посмотреть, сколько граждан России ответили на них же неправильно. лично меня особенно сильно поражают последние четыре.
комментарии там тоже радуют. седьмой вопрос, впрочем, действительно крайне неудачно сформулирован.

22:58 

и еще ссылка

коммандер Очевидность
хор Александрова поет народную бретонскую песню "три моряка".
мне сложно передать эээ... весь восторг. уточнение: в смысле, мне нравится.
для тех, кто не знает этой песни и хочет почувствовать весь восторг: оригинал ищется на ютубе по запросу "tri martolod tri yann" либо "tri martolod alan stivell".


18:52 

!внезапно ссылка

коммандер Очевидность
www.eso.org/public/images/eso1242a/zoomable/

по ссылке - фотография центра нашей галактики дичайшего разрешения. можно приближать, удалять, крутить туда-сюда. разрешение адаптируется под увеличение, так что чем быстрее интернет - тем круче experience.

16:58 

о законе и дышле

коммандер Очевидность
комментарии к эфиру "Маяка" отдельно радуют еще вот чем.

когда судили "Пусси Райот", многие вставали на защиту со словами "если вам не нравится поступок, это не повод сажать". слова совершенно правильные. проблема в том, что на скандал с "Пусси Райот" части тех, кто говорил эти слова, было наплевать. поэтому слова давались легко. а вот дебильный ржач по соседству с неизлечимо больными людьми их искренне возмутил.

поэтому они сейчас либо пишут о том, что если уж Пусси посадили, то и ведущих тем более надо сажать, либо проводят границы между "фейковым" и "истинным" оскорблением чувств: Пусси посадили зря, а вот ведущих хорошо бы посадить, потому что они оскорбили людей по-настоящему.

аняня.

15:05 

про глум на радио

коммандер Очевидность
блоги бурлят от возмущения передачей на "Маяке" про муковисцидоз. в основном, ссылки ведут почему-то не на сайт "радио Маяка", а на сайт "Комсомольской правды". и возмущаются по большей части люди, которые передачи не слышали, а вот статью прочитали.

я прекрасно помню, как в "КП" на голубом глазу печатали лингвофрические теории Драгункина, которые мне до сих пор иногда пересказывают таксисты. это не то чтобы газета, склонная к точному изложению фактов.
!внезапно если передачу реально послушать, то окажется, что половина реплик, которые выглядят в стенограмме "КП" такими недопустимыми, либо относятся вообще не к муковисцидозу, либо произнесены с совершенно иной интонацией, нежели та, которая вычитывается из стенограммы. а некоторых реплик в стенограмме и вовсе нет, что как бы говорит нам.

сушки в носу у ведущей? это радиопередача. какая, к черту, разница, что у нее в носу? откуда вы знаете, что творится во время других передач? может, Латынина на "Эхе" сиськи гостям показывает?

нет, я не хочу сказать, что передача хорошая. передача очень плохая.
когда ведущие говорят про трипсин "ахаха, три собаки", это реакция шестиклассников на слова "штуцер" и "сперматозоид". но есть вот какое соображение. я никогда не слушал радио "Маяк" - и судя по тому, что возмущение началось только сейчас (передача была аж 4 октября, а вот статьи в КП появились недавно), большинство возмущенных тоже не слушает. и лично я не могу оценить, насколько это выходит за рамки принятого на Маяке в целом. ведь у каждого канала своя аудитория, на которую он работает. у "КП", кстати, тоже своя аудитория, на которую она работает, печатая внизу своей последней (=latest) статьи фотографии умерших от муковисцидоза детей. давайте вообще закроем "Маяк" и "КП"? а заодно и канал НТВ, например.
возможно, "Маяк" в принципе рассчитан на слушателей, которые сами подумали про "три псины" и теперь с некоторой вероятностью запомнят слова "трипсин", "муковисцидоз" и многие другие серьезные слова, прозвучавшие в эфире? я, кстати, и сам про трипсин теперь запомнил.

я согласен с тем, что итог хреновый. настолько незамутненную и несдержанную реакцию шестиклассника на слово "штуцер" профессионал в любом случае должен оставлять за дверью студии. и я понимаю, что людям, к которым муковисцидоз имеет непосредственное отношение, неприятно слушать тупые школярские хихикания над их личной трагедией. и судя по всему, программный директор извинился именно за это. но когда широкая оскорбленная общественность слушала извинения?

а вот видеть в этой ситуации какую-то намеренную попытку оскорбить и высмеять, составлять иски в суд, а также поднимать волну праведного гнева на основании серии статей в "Комсомольской правде" - это как... есть у меня аналогия, но промолчу.

и вообще, о чем это я.
это же интернет.

01:36 

разное

коммандер Очевидность
по интернету ходят "вопросы Панюшкина атеистам". вопросы эти выдают в авторе человека, который очень боится смерти, не знает, что такое совесть, и считает, что наличие в голове православия делает его выше и лучше тех, кто православия в голове не имеет.
разумеется, народ возбух и начал гневно отвечать, почти всегда пытаясь поддеть в ответ. а потом Панюшкин опубликовал "вопросы православным", где примерно в таком же тоне (минус стандартная поправка на "атеисты - дети неразумные") вопрошал единоверцев, как же это они терпят то говно, которое происходит в официальной православной церкви.
и тут же примерно каждый третий из тех, кто клял Панюшкина, начал спешно брать свои слова назад.
очень смешно получилось.

а между тем, в МИФИ откроют кафедру теологии.
так-то.

00:19 

об эффекте Даннинга-Крюгера

коммандер Очевидность
сижу я, значится, смотрю на ленту свою в жж - и тут бац! на пустом месте дискуссия о теории эволюции.

набижали кретины и начали умствовать: "теория эволюции - это только теория", "даже селекцией собаку из лошади не получить", "промежуточных форм не найдено", "у обезьян на голове нет волос, так что ваша эволюция - говно", "и как ваша эволюция объясняет происхождение жизни?!", "в некоторых штатах США теорию Дарвина запрещено преподавать в школе" и прочая подобная дребедень.

разумеется, кретины тут же требуют показать им, где же конкретно они неправы. не понимая того, что ответная растерянность - это растерянность человека, которого спросили, перестал ли он пить коньяк по утрам, а вовсе не растерянность человека, припертого к стенке хитрым вопросом.

и ведь тут даже смена страны проживания не спасет.
отчаянье.

19:23 

умницы и умники

коммандер Очевидность
я еще со времен "ордена шелкового умника" подозревал, что Вяземский - мудак. таки-да, мудак. в лучшем случае, спятил.
не может завкафедрой литературы и культуры МГИМО говорить такие вещи. а если он говорит такие вещи, то он либо безумен, либо мудак.
а сколько еще этой хуйни сейчас наружу полезет...

02:13 

больше абсурда!

коммандер Очевидность
24 сентября депутаты единогласно приняли в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, по которым статья 275-я (Выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ) несколько видоизменяется. Теперь госизменой будет считаться «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». То есть к иностранным организациям добавлены международные, а два важных прилагательных («враждебной» и «внешней») исключены.
цитата отсюда

00:19 

ну что, приплыли

коммандер Очевидность

Хмпф

главная